ФЭНДОМ

Сайт переехал.
Новый адрес сайта

Россия Править

Первая рельсовая война Править

1 мая 1998 года в шахтерском городе Анжеро-Судженске в Кузбассе несколько шахтеров объявили голодовку с требованием выплатить многолетние долги по зарплате. Этому никто не придал значения – подобные акции тогда были повсеместным явлением. Через несколько дней в голодовке уже участвовали десятки шахтеров, и она была перемещена к зданию местной администрации. Со стороны властей – нулевая реакция. С 10 мая уже во многих городах Кузбасса шли уже не голодовки, а шахтерские митинги. Власть по-прежнему оставалась глуха. 13 мая премьер-министр Кириенко, выступая в Госдуме по поводу многочисленных акций протеста заявил, что такому давлению правительство не подчинится, а вместо этого продолжит «реструктуризацию» отрасли по требованиям МВФ. Это и стало последней каплей. 14 мая шахтеры Кузбасса перекрыли движение по железным дорогам Кузбасса. На следующий день их примеру последовали шахтеры Ростовской области и Республики Коми. В последующие дни протест нарастал. Вся Россия оказалась охвачена волной перекрытий. Кроме шахтерских регионов, были крупные перекрытия в Тюмени, Туле, Пермской области. Шахтеры требовали уже не возврата долгов по зарплате, а выдвигали требования отставки президента. Такое было впервые в истории. Впервые после окончания чеченской войны ежедневные сводки МВД начинались словами: «сегодня обстановка в России остается напряженной». Наивысшего накала борьба достигла 20-21 мая.
Телеканалы вынуждены были показывать эти события, и поэтому все люди видели: если ты перекрываешь дорогу – то твои требования выполняют, возвращают тебе долги по зарплате, а если ты сидишь молча, то тогда мало того, что твоих требований не выполнят, но еще и у твоего региона отберут деньги и передадут их бастующему региону. Поэтому хочешь получить свою зарплату – выходи на рельсы. Именно это соображение и придало акциям протеста массовый характер.
В Кузбассе власть фактически оказалась в руках шахтерских стачкомов. Именно тогда впервые и возникло название - Комитеты спасения. Газета «Трудовая Россия» назвала эти события генеральной репетицией Всероссийской политической стачки.

Власти через несколько дней наконец опомнились и отправили своих эмиссаров в шахтерские регионы, дав им установку: обещать какие угодно уступки, лишь бы заставить шахтеров уйти с рельс. Иногда доходило до совсем комичных ситуаций. Например, в одном из протоколов, подписанный между властями и шахтерскими профсоюзами в Кузбассе, в первом пункте было сказано:
отправить Ельцина Б.Н. в отставку. Срок исполнения – 1 июля 1998 года. Согласовано – вице-премьер Сысуев, губернатор Тулеев.
В книге мемуаров Ельцина «Президентский марафон» об этом эпизоде было сказано так:
Конечно, юридически этот договор был нелепым, я попросил сохранить его как историческую ценность. Но вместе с тем было понятно: правительство находится уже почти в невменяемом состоянии.

11 июня 1998 года настал новый этап борьбы – шахтеры из Воркуты приехали в Москву и расположились многодневным пикетом на Горбатом мосту, заявляя, что они не уйдут, пока Ельцин не будет отправлен в отставку. Очень скоро этот пикет стал центром притяжения оппозиционных сил, и, без преувеличения, центром политической жизни страны.

Вторая и третья рельсовые войны Править

1 июля истек срок, который шахтеры Кузбасса отводили правительству на выполнение своих требований. Требования выполнены не были. Поэтому 3 июля шахтеры Анжеро-Судженска и Юрги вновь перекрыли движение. На этот раз пропускали пассажирские поезда и блокировали только товарные, но зато перекрытие было уже более капитальным – была перекрыта не только главная трасса Транссиба, но и все обходные пути. Сибирь оказалась отрезана от центра. 18 июля губернатор Томской области В.Кресс полетел на поклон к Ельцину, где возвопил: из-за этого перекрытия наша область в полной блокаде!
В конце июля – начале августа к перекрытиям подключились ранее молчавшие шахтеры Сахалина и Челябинской области. На этот раз они уже выходили под красными флагами и заявляли, что не уйдут, пока Ельцин не уйдет в отставку. 3 августа премьер-министр Кириенко и министр путей сообщения Аксененко открыто пригрозили силовым подавлением шахтерских выступлений. С помощью как финансовых вливаний, так и подкупа и запугивания, режиму Ельцина удалось ослабить и эту волну акций протеста. Однако кризис продолжал разрастаться.

См. также Править

Также на ФЭНДОМЕ

Случайная вики