ФЭНДОМ

Сайт переехал.
Новый адрес сайта

Крупные аварии на шахтах России, Украины и Казахстана случаются с ужасающей регулярностью, унося сотни жизней подземных рабочих. Невольно возникает вопрос - почему? Почему в развитых странах мира такие катастрофы, если и случались, то в далёком прошлом, много лет назад, а на шахтах бывшего Советского Союза аварии происходят почти ежегодно? Видимо существуют причины, которые необходимо ясно понимать и предотвращать. К сожалению, примеры последних катастроф наводят на мысль, что у людей, ответственных за жизни шахтёров, нет понимания сущности катастроф и основной причины их возникновения. Почти во всех случаях государственные люди, призванные найти причины случившейся очередной катастрофы, вводят в заблуждение и правительство и общество, озвучивая откровенную ложь, предназначенную скрыть причины катастрофы, или того хуже, сваливая всё на пресловутый человеческий фактор, представляющий шахтёров этаким глупым быдлом, губящих себя и товарищей.

Помимо человеческого фактора основной причиной всех взрывов ответственные товарищи указывают на внезапное появлений газа метана. Якобы газ неожиданно (по разным причинам) появился в вырабртке и, как следствие, взорвался. Несостоятельность этой причины понятна при рассмотрении катастрофы на шахте Зыряновская, анализ которой будет дан ниже, унёсшей жизни 67 рабочих. Следует заметить, что подобные ссылки (на внезапное появление газа) фигурируют и при расследовании других крупных аварий.

Итак, рассмотрим неожиданное появление метана в выработке. Любой уважающий себя горный инженер знает, что такой катастрофе, как взрыв метана, должны предшествовать несколько причин. Пресловутое неожиданное появление метана не может вызвать взрыв по той простой причине, что для взрыва нужна искра и именно в тот момент, когда газ *неожиданно* появился. Значит, для совпадения этих факторов необходимо, чтобы газ находился в забое длительное время, либо искрить в забое должно постоянно.Это взаимосключающие факторы. Теперь возникает вопрос: откуда мог неожиданно взяться метан? Внезапный выброс? Маловероятно.Общеизвестно, что такие явления очень редко встречаются и даже в этом случае возникает вопрос: проводился ли прогноз на внезапный выброс и была ли проведена дегазация пласта? Суфляр? Очевидно, это был не внезапный выброс газа из массива, его просто выдуло из выработанного пространства. Это объясняет его неожиданное появление в забое и его количество. Тогда возникает первый вопрос: почему газ выдуло из выработанного пространства, каковы причины? Следом второй вопрос: почему не сработала газовая защита? Дальше следует третий: почему, вслед за газом, взорвалась угольная пыль? Проводилось ли увлажнение пласта? Почему не сработали водяные и сланцевые заслоны?

Возможны ли такие аварии на шахтах развитых стран? Нет. Никто не говорит, что там нет нарушений техники безопасности. Автор сам был свидетелем, когда на одной из вольфрамовых шахт Канады встал один из двух главных вентиляторов проветривания, а руководство шахты не остановило работы и не вывело людей из шахты. Но канадские шахтёры прекратили работать и просто ждали включения вентилятора! Отказ от работы в аварийных условиях и есть главная составляющая безопасности шахтёрского труда. В развитых странах на подземных работах категорически запрещена сдельная оплата и шахтёрам нет необходимости нарушать ТБ ради выполнения плана. На шахтах же Кузбасса, Донбасса и Казахстана сдельная оплата существует до сих пор и именно этот фактор является главной причиной всех крупных катастроф. После катастрофы на шахте «Распадская» председатель правительства В.В.Путин пообещал шахтёрам довести долю повременной оплаты до 70% от общего заработка. Его просто обманули собственники шахт, ибо 2/3 тарифа при невыполнении плана существовали все эти годы и ничего нового его обещание не несёт для шахтёров. Создаётся впечатление, что правительство России, Украины и Казахстана в угоду собственникам шахт не желает видеть, что только повременная оплата труда шахтёров приведёт к искоренению катастрофических аварий на шахтах бывшего Советского Союза. Опыт Канады, США и других стран, где закон запрещает сдельную зарплату шахтеров, со всей наглядностью показал правильность такого закона. И пока такой закон не будет принят правительствами России, Украины и Казахстана крупные катастрофы на шахтах будут случаться с безнадёжным постоянством.

Также на ФЭНДОМЕ

Случайная вики