ФЭНДОМ

Сайт переехал.
Новый адрес сайта

Авария на шахте «Распадская» 8-9 мая 2010 года — два взрыва, произошедшие в мае 2010 года на крупнейшей угольной шахте в России «Распадской» и имевшие катастрофические последствия.

Авария на Распадской
Авария на Распадской1
Авария на Распадской2

Развитие катастрофы Править

Первый взрыв раздался 8 мая в 23:40 по местному времени (20:40 мск), второй произошёл 9 мая в 03:45 по местному времени (00:45 мск), уже после того как в шахту спустились спасатели.

Масштаб Править

В результате взрывов в шахте возник пожар. Взрывами разрушено несколько наземных строений шахты, в том числе здание копра ствола и вентиляционной системы. По официальным данным, число погибших составило 67 человек, пропавших без вести без надежды на спасение — 23 человека, по неофициальным данным, погибло не менее 150 человек. По предварительным оценкам, материальный ущерб составил шесть миллиардов рублей, а на восстановление шахты, в лучшем случае, уйдёт 2-3 месяца.

Причины аварии и расследование Править

По факту аварии на шахте проводится расследование, следственными мероприятиями руководит глава СКП Александр Бастрыкин. Восьмого июня Ростехнадзор продлил на неопределённый срок расследование аварии.
В качестве возможных версий случившегося, по неофициальным данным, пока рассматривают неисправность электрооборудования и нарушение технологии угледобычи. Также одной из причин взрыва, по словам руководителя оперативного штаба поисково-спасательной операции Сергея Шойгу, мог стать внезапный выброс метана. Наконец, причиной взрывов мог стать пожар, произошедший на шахте накануне и скрытый её руководством.
На 30 июля, несмотря на 248 судебных экспертиз, допрос более 900 свидетелей и потерпевших, более 90 выемок и обысков в административных помещениях ОАО «Распадская» и служебных помещениях Ростехнадзора, причины аварии ещё не были установлены, хотя следствие исключило версию террористического акта.
По общему мнению, фундаментальной причиной аварии стала алчность владельцев шахты, во-первых, установивших потогонную систему оплаты труда с преобладанием премиальной части, поощрявшую систематическое нарушение техники безопасности ради большой выработки, а во-вторых, не проводивших мероприятия по дегазации и заиливанию выработок.
Было также отмечено, что накануне взрывов акции ОАО «Распадская» массово продавались.

Спасательная операция и восстановление шахты Править

  • 9 мая: Создана Правительственная комиссия по ликвидации последствий. На 07:18 погибшими признаны 11 человек.
  • 10 мая: В числе погибших есть горноспасатели, есть пострадавшие на поверхности. Положение находившихся в шахте людей усугублялось тем, что были затруднены подача воздуха и откачка воды. В Междуреченск прибыл мобильный госпиталь Сибирского клинического центра ФМБА России. На 17:00 погибшими признаны 32 человека, 58 — без вести пропавшими. По словам главы МЧС, в ночь на 11 мая на пути у горноспасателей образовались завалы горных пород и очаги возгорания, которые мешают проведению спасательной операции. Горноспасатели были направлены на ликвидацию пожаров.
  • 11 мая: На 8:02 погибшими признаны 43 человека, еще 47 числятся пропавшими без вести. На 15:15 число жертв аварии на шахте в Кузбассе возросло до 52. По словам Сергея Шойгу, вентиляцию частично планируется запустить 12 мая в 10 утра.

На 19:00 11 мая 2010 года погибшими признаны 52 человека, 38 — без вести пропавшими.

  • 12 мая: На 07:16 горноспасатели обнаружили еще восемь тел погибших горняков. Таким образом общее число погибших при взрывах возросло до 60 человек. Спасательной работе по-прежнему мешает высокая концентрация метана, спасатели вынуждены работать в дыхательных аппаратах, поскольку в некоторых местах концентрация метана превышает допустимую втрое. На утро обследовано уже три четверти шахты.
  • 13 мая: Число жертв увеличилось до 66 человек. Горноспасатели в течение дня пытались потушить возгорания в подземных выработках.
  • 14 мая: На 05:14 тела всех 66 погибших подняты на поверхность и опознаны. 94 человека госпитализированы. Самолет МЧС доставил 3 тонны реагента для тушения пожаров в замкнутых объемах в аэропорт Новокузнецка. В связи с обнаружением множественных очагов пожара и повышением концентрации метана принято решение приостановить поисковые работы, затопить часть горящих тупиковых выработок и использовать для тушения хладон.
  • 15 мая: Началась подача воды и воздуха в шахту. Контроль за наполнением выработок водой и состоянием газово-воздушной среды в шахте осуществляется с поверхности. На территории шахты сохраняется режим ограничения доступа.
  • 16 мая: Для ликвидации подземных пожаров на «Распадской» будет увеличен объем подачи воды в шахту, для чего прокладывается дополнительный трубопровод.
  • 18 мая: В обследованных ранее выработках косвенным путем (по росту концентрации окиси углерода) обнаружены новые очаги возгорания. Поскольку достоверно известно, что людей в этой части шахты нет, принято решение частично затопить её.
  • 19 мая: К вечеру обстановка с пожарами ухудшилась. Принято решение о закрытии пресс-центра.
  • 20 мая: Ситуация с пожарами продолжает ухудшаться. Началось затопление выработок, в которых могли находиться пропавшие без вести. Спасательные работы на шахте отложены на неопределённый срок.
  • 22 мая: Горноспасатели все ещё не могут спуститься в шахту из-за пожаров.
  • 23 мая: Найдено ещё одно тело погибшего. Оно было обнаружено на уклоне 7-го пласта. В шахте сохраняется высокая концентрация метана. Продолжается частичное подтопление выработок.
  • После 23 мая в шахте остаются 23 пропавших без вести.
  • По состоянию на 25 июня пожар в шахте ещё не был потушен. Все работы в шахте приходится вести вручную. Для гашения пожара требуется построить на глубине от двухсот до пятисот метров около трёхсот взрывоустойчивых перемычек, на возведение каждой из которых уходит не менее 16 часов.

Для восстановления шахты необходимо откачать из неё 2,5 млн. м3 воды.

Реакция властей Править

Десятого мая в ходе видеоконференции со спасателями президент Дмитрий Медведев охарактеризовал ситуацию на шахте как сверхтяжёлую. Согласно распоряжению Д. А. Медведева, спасательные работы будут продолжаться, пока не будет сделано всё возможное для оказания помощи выжившим.
Одиннадцатого мая председатель правительства России В. В. Путин прибыл в Кемеровскую область для участия в работе штаба спасательной операции.
Тринадцатого мая Ростехнадзор начал внеплановые проверки всех российских шахт в связи с аварией на «Распадской».
Утром 15 мая губернатор Кемеровской области Аман Тулеев провёл встречу с инициативной группой работников шахты «Распадская». После встречи Тулеев заявил, что «узнал много интересного о деятельности руководства» шахты и согласился со всеми требованиями шахтёров. Тулеев призвал жителей Междуреченска разрешить все разногласия вокруг шахты мирно и выступил с критикой руководства шахты, допустившего рост социальной напряженности.
Пятнадцатого мая неназванный источник в правоохранительных органах заявил, что с гендиректора компании «Распадская» Геннадия Козового и председателя совета директоров «Распадской» Александра Вагина была взята подписка о невыезде, позже это заявление было опровергнуто. Аман Тулеев заявил, что все работники «Распадской» в период проведения работ по восстановлению шахты будут получать среднемесячную заработную плату. Генеральный директор угольной компании «Распадская» Геннадий Козовой согласился изменить механизм начисления заработной платы шахтёров, увеличив долю, не зависящую от выработки. Шестнадцатого мая Аман Тулеев заявил, что семьям погибших будет выплачена значительная денежная компенсация, предоставлено жильё и погашены кредиты. Для этого будут использованы деньги собственников шахты и средства областного и федерального бюджетов. Позднее появились сообщения о случаях вымогательства значительной части денежной компенсации у вдов погибших представителями местной крупной преступной группировки «Вокзальские».

По словам Владимира Путина, к 5 июля должна завершиться подготовка нового отраслевого соглашения, в соответствии с которым зарплата шахтёров должна быть увеличена, а не зависящая от выработки её часть составить 70%.
В Государственную Думу был внесён законопроект об увеличении с 2011 пенсий шахтёров на 7 700 рублей до 16 500 рублей за счёт дополнительных перечислений работодателями 6,7% заработка шахтёров в Пенсионный Фонд.
По словам вице-премьера Игоря Сечина, средняя зарплата шахтёров на «Распадской» была повышена с 28-30 тысяс дублей до сорока.

Mourning-about-Miners-May-15-2010-2

Народный траур Править

Траур по погибшим шахтёрам и спасателям был объявлен только в Кемеровской области, но не в России. В связи с этим, 15 мая был организован народный траур, в ходе которого сочувствовавшие погибшим опубликовали в своих сетевых дневниках и на других ресурсах плакаты в память о шахтёрах.
Отказ государства от объявления всероссийского траура по трудящимся был не случаен, но следовал практике последних лет: общероссийский траур объявлялся по разбившемуся 10 апреля 2010 под Смоленском польскому президенту Качиньскому со спутниками и по погибшим 5 декабря 2009 посетителям дорогого ночного клуба «Хромая лошадь», но не по жертвам террористических актов 29 марта 2010 в московском метрополитене.

Волнения в шахтерской среде Править

Основная статья «События в Междуреченске 14 мая 2010 года»

Вечером 14 мая около двух тысяч междуреченцев вышли на траурный митинг, переросший в стихийную акцию протеста. Возмущённые лживым докладом Геннадия Козового об уровне зарплаты шахтёров и тем, что за три часа митинга никто из руководства шахты «Распадская» не пожелал с ними встретиться, в 22:00 по местному времени от двухсот до трёхсот протестующих перекрыли железнодорожную магистраль Новокузнецк-Абакан.
Прибывший ОМОН вступил с ними в столкновение, к 00:30 очистив пути и задержав 32 человека. Пять митингующих обратились за медицинской помощью. Шесть бойцов ОМОНа получили травмы средней степени тяжести, и 15 — лёгкие.

Ссылки Править

Также на ФЭНДОМЕ

Случайная вики