ФЭНДОМ

Сайт переехал.
Новый адрес сайта
Авария на Ульяновской
Авария на Ульяновской1
Авария на Ульяновской2
Авария на Ульяновской3
Авария на Ульяновской4
Авария на Ульяновской5
Авария на Ульяновской6
Авария на Ульяновской7

Авария на шахте «Ульяновская», расположенной в городе Новокузнецке Кемеровской области, произошла утром 19 марта 2007 года в 14:19 местного поясного времени (7:19 GMT).

Во время проведения работ была вскрыта зона тектонического нарушения. Тут же произошли обрушение кровли и мощный выброс метана, что бывает всегда в подобных случаях. Аппаратура уловила выброс метана, но шахта не была обесточена из-за блокировки газозащитного оборудования. Комиссия, расследовавшая обстоятельства аварии, пришла к выводу, что рабочие шахты намеренно испортили газозащитное оборудование, сделав это по указанию начальства.
Искра, от неисправного кабеля вызвала взрыв. В момент взрыва в шахте находились 203 горняка. Погибли 110 человек, 93 выведены на поверхность. По иронии судьбы под землей, помимо самих горняков, находилось все руководство шахты — 20 человек (кроме директора, который был в отпуске) и английский специалист, прилетевший проверять рациональность использования валютных кредитов.

Авария Править

О ходе аварии см также: Автоматическая система взрывоподавления – локализации взрывов

Взрыв произошел на путевом уклоне «Север» пласта 50 (участок 11-бис) на стыке ремонтной и добычной смены. Ударная волна от взрыва была настолько мощной, что угольную пыль буквально выбило из всех выходов шахты, причем над поверхностью она поднялась на несколько метров. Вслед за первым взрывом через 5-7 секунд последовало еще четыре взрыва, что вызвало обширные обвалы в выработках сразу в нескольких местах.
Уже в 15.28 к спасательным работам приступили 12 отделений Новокузнецкого горноспасательного отряда. К вечеру прибыли спасатели со всего Кузбасса и соседних регионов. По расчетам горноспасателей, эпицентр взрыва находился на глубине 250 м, в 1,5 км от ствола шахты.
К вечеру из-под завалов были извлечены и подняты на поверхность тела 74 погибших горняков, живыми на поверхность вначале удалось выбраться 83 шахтерам, затем спасли еще 10 человек. В забое, по словам спасшихся, стояла жара, духота, ни за что нельзя уцепиться, потому что все предметы были горячими. Надев самоспасатели и выйдя из лавы в основные штреки, уцелевшие после взрыва шахтеры вообще перестали что-либо видеть, так как свет отключился, в воздухе стояла угольная пыль такой плотной завесой, что даже фонари на шахтерских касках ее не просвечивали. Горняки выстроились гуськом и пошли друг за другом на ощупь. Кого-то несли на себе. При этом под завалами еще оставались более 30 шахтеров. Их поиски затруднялись тем, что в шахте, помимо сильного обрушения, часть выработок была быстро заполнена водой, другая — загазована. Образовавшиеся завалы спасатели разгребали вручную, чтобы не вызвать новых взрывов: из-за сильной загазованности спасатели опасались использовать технику. Почти сразу же была налажена работа вентиляционных систем, что облегчило спасательные мероприятия. Но восстановить нарушенное при взрыве электроснабжение удалось лишь к вечеру. Работы по разбору завалов, поиску горняков и подъему тел погибших продолжались еще 21 марта 2007 г. Согласно списку погибших, больше всего жертв произошло на участках 5 (41 человек) и 8 (25 человек). На участках 6 и 9 погибло 6 и 5 человек, соответственно; на шахтном водоотливе — 5 человек; на участке шахтного транспорта — 6 человек. В числе 110 погибших оказался и гражданин Великобритании, Иан Малькольм Робертсон, руководитель проекта британской аудиторской фирмы IMC.

Причины аварии Править

Шахта «Ульяновская» считалась одной из самых современных только потому, что была оборудована новейшей английской системой газовой защиты Davis Derby (которая обошлась «Южкузбассуглю» в 100 млн рублей — и это, пожалуй, единственное ее отличие от отечественных аналогов). Вскоре после трагедии и глава Ростехнадзора Константин Пуликовский, и губернатор Кемеровской области Аман Тулеев заявляли, что английская система была шунтирована, то есть путем несанкционированного вмешательства показатели датчиков были занижены, и якобы все — от шахтеров до генерального директора ЮКУ — это знали.
Сам взрыв, как считает комиссия, произошел из-за искры, возникшей при повреждении комбайнового кабеля (в результате натяжения он был выдернут из вводного устройства, и произошло замыкание на корпус комбайна). По словам Тулеева причиной взрыва могло стать курение в шахте.

Рабочие «Ульяновской» отвергают как первую версию (изоляция на куске кабеля, который демонстрировала комиссия не была оплавлена), так и вторую (только полный идиот будет курить в лаве, когда там находится все руководство шахты). По их собственной версии о возможности взрыва знала вся шахта.[1]
Из отработанного пространства несколько месяцев шел газ СО (угарный газ). Каждую смену его замеряли, и информацию об этом обязательно передавали на самый верх. Об этом знали все, даже простые рабочие. Наличие газа свидетельствует о том, что в выработанном пространстве тлел уголь. Открытого огня не было из-за недостатка кислорода. Надо было срочно останавливать добычу угля, выводить людей из шахты и вызывать ВГСЧ, чтобы затопить место, откуда шел газ. Это могло занять не один день, может, несколько недель. Убытки — многомиллионные.
Когда рухнула кровля и пошел метан, разрушилась часть бетонной перемычки (ею отгорожена отработанная лава), и в пролом попала вентиляционная струя воздуха. Там полыхнуло и рвануло. Потом было еще четыре взрыва по цепочке. Поэтому так много жертв и разрушений.

Мнение Синюкова Править

В двух очень длинных статьях[2][3] Б. П. Синюков, горный инженер с 43-х летним стажем, высказал свою версию случившегося. Кому интересно, смотрите ссылки, мы лишь кратко приводим некоторые его положения.

Об ультросовременности Ульяновской Править

Эта так называемая «ультрасовременная» шахта не имеет даже административно-бытового комбината и пользуется как приживалка бросовым (более 25 лет назад, постройка 1965 года) зданием бывшего первого района шахты «Юбилейная». Где некогда так же временно обитала шахта «Полосухинская», пока не построила свой адмбыткомбинат поближе к лавам.
То есть, шахтеры в обычной своей «чистой» одежде съезжаются электричками со всех концов Новокузнецка на «Юбилейную», переодеваются в «грязное» и их везут еще километров за 30 в тайгу, где и выгружают на «ультрасовременной».
Шахтного водоотлива на «ультрасовременной» Ульяновской тоже нет. И быть его не может, так как шахта начала добывать уголь за несколько лет до окончания проходки стволов, значит, центрального водоотлива она не имеет и пользуется тем временным, что сделан на соплях, притом без какого бы-то ни было резерва.

О причинах взрыва Править

Для меня нет сомнения в том, что несколько тысяч кубометров чистого метана скопилось в выработанном пространстве лавы. Весь скопившийся в завале метан был выброшен в рабочую зону в момент посадки основной кровли. Уже при обрушении основной кровли прямо в выработанном пространстве мог произойти взрыв метана, так как обрушающиеся плиты песчаника или включения колчедана высекают друг из друга искры во взрывоопасной среде. Если указанного взрыва не происходит, то само выдавливание метана обрушающимися породами из выработанного пространства практически мгновенно, типа ударной волны. Фронт этой волны крушит все на своем пути, и продукты крушения тоже высекают искры. Так что в этих двух случаях вообще не надо никакого внешнего огня типа кабеля со следами вольтовой дуги.

О новейшей английской системой газовой защиты Davis Derby Править

Аналогичное русское оборудование, стоящее раз в сто дешевле, по эффективности не уступает ни на грамм английскому, так как основная задача такого оборудования — отключить электроэнергию при заданном содержании метана в атмосфере шахты. Заказ «самого эффективного в мире оборудования автоматической газовой защиты» — это дань за кредит и не более того. Дорогая дань. И дороговизна его заключается в финтифлюшках, в разноцветных лампочках и экранах, в километрах никчемных проводов, программируемых ячейках памяти и прочие компьютерных штучках.
Думаю, система отключила электроэнергию, но это не имеет значения, когда тысячи кубометров чистого метана за секунды выброшены в рабочую зону, подняв при этом тучи угольной пыли. Достаточно одной искры — и все взрывается разом, даже если «новейшая английская система» мгновенно отключила электроэнергию при возрастании концентрации метана до критической величины.

Реакция властей Править

19 марта в Новокузнецк из соседних городов стягиваются дополнительные отряды милиции. В Осинниках (соседний с Новокузнецком город) до 1 мая объявлены дни памяти и скорби — всем рекомендовано воздержаться от публичных мероприятий (собраний, митингов и пикетов). В день похорон вокруг домов погибших шахтеров дежурили наряды милиции. Все оцеплено. На улицах — изобилие милицейских патрулей. А на кладбище милиционеры просто на каждом шагу. Похоронные процессии специально разведены по времени, по разным кладбищам.

22 мая силовики отработали подавление несанкционированного митинга, после чего зам командующего войсками Сибирского округа внутренних войск МВД РФ генерал­-майор Сергей Гончар удовлетворенно заявил:
Новокузнечане могут спать спокойно: о них есть кому позаботиться. И если кто вдруг надумает организовать какой­-нибудь «марш несогласных», этим людям будет дан достойный отпор.

Вдогонку Править

33

Телеграмма с соболезнованиями президента

20 марта 2007 года после взрыва на шахте «Ульяновская», сотрудники администрации президента, составляя телеграмму сочувствия на имя губернатора Кузбасса Амана Тулеева, перепутали названия шахт. Сотрудники кемеровских средств массовой информации, получившие телеграмму для дальнейшего распространения, первое время пребывали в легком шоке, не решаясь внести правку в текст, подписанный президентом. Телеграмму Путина пришлось править руководителю пресс-службы администрации Кемеровской области, под личную ответственность. Тогда кремлевские чиновники не смогли внятно объяснить причины произошедшего. А на местных сайтах появилась мрачная шутка «Раз Путин сказал, что взорвалась «Юбилейная», значит, скоро ее действительно взорвут». Через два месяца, 24 мая 2007 года, на шахте «Юбилейная» произошел взрыв метана. Погибли 39 человек.

Суд Править

right|300px

17 мая 2010 года началось рассмотрение уголовного дела по факту аварии на шахте «Ульяновская». В оглашенном обвинительном заключение главными фигурантами значились Нина Бычкова и Владимир Полуянов. Инженер-оператор автоматической системы подземного контроля и горный диспетчер. По версии следствия, именно эти люди знали о превышении допустимой концентрации метана в шахте, но не приняли никаких мер для вывода людей из под земли. Владимир Путин усомнился в объективности расследования, дело было отправлено на дополнительное расследование и, возможно, что теперь в деле появятся новые обвиняемые.

Примечания Править

Ссылки Править

Также на ФЭНДОМЕ

Случайная вики