ФЭНДОМ

Бремсберг (от нем. Bremsberg, от Bremse — тормоз и Berg — гора; по способу транспортировки груза в вагонетках вниз по падению пласта под собственной тяжестью с помощью тормозного устройства) – наклонная горная выработка, не имеющая непосредственного выхода на земную поверхность, пройденная, как правило, по падению пласта или залежи и предназначенная для транспортирования полезного ископаемого механическим способом с верхних горизонтов на нижние; иногда используется для подачи свежего воздуха с нижних горизонтов на верхние.

Вскрытие штольней с отработкой бремсберговыми полями

Вскрытие свиты пластов штольней (1) с этажными квершлагами (2), гезенком (4) и слепым стволом (3) с отработкой бремсберговыми (5) полями

При отработке свит пластов неглубокого залегания бремсберги могут иметь выход на земную поверхность (см. рис).

Обычно бремсберг оснащён конвейерной установкой (реже канатной откаткой в вагонетках или скипах).

В зависимости от назначения и расположения различают бремсберги

  • главные (основные),
  • панельные,
  • промежуточные (участковые),
  • вспомогательные.

Бремсберг главный обслуживает всю бремсберговую часть шахтного поля (этажный способ подготовки), бремсберг панельный — панель, бремсберг промежуточный — выемочное поле и служит главным образом для транспортирования полезных ископаемых из подэтажей на этажный откаточный штрек. Бремсберг вспомогательный проводят параллельно главному бремсбергу и используют главным образом для спуска породы и других грузов на откаточный горизонт этажа или шахты, а также для подъёма оборудования и материалов в обратном направлении, подачи свежего воздуха. Оснащён, как правило, концевой канатной откаткой.

Бремсберги главные и панельные проходят по пласту угля или по породе, а промежуточные бремсберги также и в выработанном пространстве (при сплошной системе разработки). Для прохода людей параллельно бремсбергу проводят ходок. Проветривание забоев бремсберга и ходков осуществляется за счёт общешахтной струи, допускается применение вентиляторов местного проветривания. Проходят бремсберг обычно снизу вверх, а по пластам III категории по газу и сверхкатегорным — главным образом сверху вниз (для облегчения проветривания). Проведение бремсберга может осуществляться узким забоем с подрывкой боковых пород или без подрывки (при мощности пласта угля более 2,3-2,4 м), а также широким забоем. Проходка бремсберга узким забоем с подрывкой породы производится по двум схемам: в одну стадию — с выполнением в каждом цикле работ по углю и породе, — в две стадии — с предварительной выемкой угля и последующей — породы (рис. 1). Схема проведения бремсберга (с ходком) без подрывки боковых пород представлена на рис. 2. При проходке бремсберга широким забоем (применяется редко) бремсберг и ходок могут иметь общий или независимые забои по углю.

В последнем случае между бремсбергом и ходком оставляют целик угля. Сечение бремсберга выбирается в соответствии с типовыми сечениями горных выработок в зависимости от применяемых транспортных средств, условий вентиляции и безремонтного поддержания. Средние темпы проведения бремсберга составляют 85, максимальные — 350 м/мес.

Также на ФЭНДОМЕ

Случайная вики