ФЭНДОМ

Го́рное де́ло (англ. Mining engineering, нем. Bergbau) — отрасль науки и техники, охватывающая процессы извлечения (добычи) из недр Земли полезных ископаемых.

История горного дела Править

Основная статья: История горного дела

Уже в эпоху неолита появились первые подобия рудников для добычи меди.

В V—II тысячелетии до н. э. добыча меди получает большое распространение.

К концу II тысячелетия до н. э. на западном Алтае выплавлялось 3-5 тонн бронзы в год.

Со II по I тысячелетие до н.э происходит переход к железному веку.

До IX го века не было разделения между добычей железной руды и производством деталей из железа. В IX—X веке выделилось Кузнечное дело.

Горное дело в России Править

Исключительное значение на Руси имел соляной промысел. Сохранились документальные данные о добыче соли из подземных рассолов в Старой Руссе от 1363 г.

В 1491 году первая экспедиция отправляется в Печорский край искать полезные ископаемые.

При Иване IV в 1584 году возник государев Приказ каменных дел. В составе этого приказа были специалисты по разведке и поиску месторождений.

В 1773 г. в Петербурге открылось Высшее горное училище, преобразованное впоследствии в Горный институт.

К концу XIX века горное дело занимает главное место в ряду других отраслей российской промышленности. Число занятых горнозаводскими промыслами рабочих равнялось 436 тыс. человек.

К началу XX века добыча угля возросла с 121 тыс. тонн в 1860 г. до 12 млн тонн в 1900 г., а в 1916 г. достигла 34,5 млн тонн.

В 1935 г. в угольной промышленности зародилось стахановское движение.

См. также Править

Литература Править

  • Агрикола Г. О горном деле и металлургии в двенадцати книгах (главах)/ Под ред. Шухардина С. В.. — М.: Недра, 1986.
  • Лукичёв С. В., Наговицын О. В., Белоусов В. В., Ким А. В., Мельник В. Б. Внедрение системы автоматизированного планирования и сопровождения горных работ. — Горный журнал, № 9, 2004, С.78-80.
  • Лукичев С. В., Наговицын О. В., Морозова А. В. Моделирование рудных и пластовых месторождений в системе MineFrame. ГИАБ, № 5, 2005, с.296-297.
  • Бібліотека гірничого інженера в 14 томах / Академія гірничих наук України.
  • Мала гірнича енциклопедія: В 3-х т. / За ред. В. С. Білецького. — Донецьк: «Донбас», 2004. ISBN 966-7804-14-3
  • Сборник Русского исторического общества. Т. 6. К истории горного дела. — М.: ИД Русская панорама, 2003. — 384 с. ISBN 593165061X
  • Georgius Agricola: De re metallica libri XII. Basel 1556 (Digitalisat der 2. Ausgabe 1561)

Также на ФЭНДОМЕ

Случайная вики