ФЭНДОМ

В последнее воскресенье августа свой профессиональный праздник отмечают мужественные люди, чей нелегкий труд — залог успешного развития экономики. Более полувека Россия и Украина отмечают этот праздник, отдавая должное самоотверженному труду славной многотысячной армии горняков.

Угледобывающая промышленность была и остается одной из ключевых отраслей экономики России и Украины, обеспечивая топливом предприятия и население. От количества и качества добытого сырья зависит, будет ли тепло в квартирах жителей не только данного района, но и всей страны предстоящей зимой.

День шахтера был официально утвержден в СССР с подачи министров угольной промышленности А. Ф. Засядько и Д. Г. Оника 10 сентября 1947 года. Первый раз День шахтера отмечался 29 августа 1948 года.

Имя, которое, наверное, сразу вспоминается в разговоре о шахтерах — имя Алексея Стаханова. 31 августа 1935 года забойщик шахты «Центральная-Ирмино» (Донбасс) Алексей Стаханов, благодаря особым условиям организации труда, установил рекорд: за 5 часов 35 минут добыл 102 тонны угля — 14 норм. С этого времени в историю вошли слова «стахановец», «стахановское движение», «работать по-стахановски».

Для угольно-добывающих городов и районов — Инта, Караганда, Донецк, Кемерово, Новокузнецк — День шахтера является главным праздником и широко отмечается концертами под открытым небом и народными гуляниями. На этот праздник приглашаются известные музыкальные коллективы и артисты. Завершается торжество праздничным салютом.

День шахтера отмечают угольщики России, Казахстана, Кыргызстана, Украины, Беларуси.

День шахтера в Украине Править

Президент Украины установил профессиональный праздник работников угольной промышленности — День шахтера — Указом № 304/93 от 16 августа 1993 года.

Украинские шахты считаются одними из самых опасных в мире. Это обусловлено тем, что добыча угля здесь ведется в крайне сложных горно-геологических условиях. Как говорят специалисты, таких условий нет ни в одной другой стране, где добывается уголь.

Кроме того, украинские шахты считаются очень старыми: в 1990-х годах треть из них закрыли, поскольку они эксплуатировались уже около 100 лет. Больше половины украинских шахт считаются крайне опасными из-за выбросов метана и угольной пыли.

В этот день угольщики принимают многочисленные поздравления в официальной и неофициальной обстановке. Проходят награждения и звучит музыка. Вспоминают друзей, которые не вернулись из забоя.

Украинские города Донецк, Стаханов, Шахтерск, помня славные традиции, приурочили ко Дню шахтера и Дни городов.

День шахтера в России Править

День шахтера отмечается в последнее воскресенье августа в соответствии с Указом Президиума Верховного Совета СССР № 3018-Х от 1 октября 1980 года «О праздничных и памятных днях», в редакции Указа Верховного Совета СССР № 9724-XI от 1 ноября 1988 года «О внесении изменений в законодательство СССР о праздничных и памятных днях».

Начало горному делу в России было положено во второй половине 15 века при Великом князе Московском Иване III. В 1491 году первая экспедиция отправляется в Печорский край искать полезные ископаемые.

Первое официальное празднование Дня шахтера состоялось 29 августа 1948 года. В начале года министр издал приказ «О подготовке к празднику День шахтера». В нем отмечалось, что все работники угольной промышленности должны встретить праздник производственными достижениями и улучшением жилищно-бытовых условий, были определены меры по укреплению трудовой дисциплины, вводу в работу новых машин, ускорению строительства и реконструкции шахт, даны задания по подготовке материалов для награждения особо отличившихся в труде шахтеров.

30 декабря 1992 года был подписан Указ президента РФ «О преобразовании в акционерные общества и приватизации объединений, предприятий и организаций угольной промышленности». Возглавить работу по реструктуризации угольной отрасли было поручено созданной в апреле 1993 года компании «Росуголь». В кратчайшие сроки были разработаны «Основные направления реструктуризации угольной промышленности России», утвержденные правительством РФ.

Особенно торжественно отмечают этот праздник в шахтерских городах России — Кемерове, Новокузнецке, Караганде и других. Виновники торжеств получают многочисленные поздравления не только от коллег по работе и семей, но и от местных властей и лидеров политических партий.

Мероприятия, посвященные празднику представителей одной из самых нелегких профессий, проходят сегодня в каждом населенном пункте, который хоть как-то связан с угольной отраслью.

День шахтера в Казахстане Править

Ежегодно в последнее воскресенье августа шахтеры Казахстана отмечают свой славный профессиональный праздник – День шахтера. Этот день официально внесен в Приложение к Указу Президента РК № 1226 от 15 ноября 2003 года «Перечень профессиональных и иных праздников в Республике Казахстан» за подписью президента Республики Казахстан Н. Назарбаева.

Угольная промышленность Казахстана является одной из наиболее крупных отраслей экономики страны. По запасам угля Казахстан занимает 8 место в мире, в недрах республики содержится 4% от общемирового объема запасов. Угледобычу ведут 33 компании, в том числе 28 отечественных. Ежегодно в стране добывается 97 миллионов тонн сырья. Угольная промышленность обеспечивает выработку почти 80% электроэнергии страны.

Бактыкожа Измухамбетов, министр энергетики и минеральных ресурсов Казахстана отметил: «Намечается рост потребления угля, в том числе и казахстанского, в связи с переводом ряда энергопредприятий Российской Федерации с газа на уголь, строительством новых и расширением существующих тепловых электростанций. Это ставит новые ответственные задачи перед собственниками угледобывающих компаний и перед шахтерами по модернизации существующих шахтного и карьерного фондов, совершенствованию техники и технологии добычи угля».

В свой профессиональный праздник лучшие работники угольной промышленности получают правительственные почетные грамоты. В этот день также чествуют ветеранов отрасли, проходят торжественные встречи, выпускаются документальные фильмы о шахтерах.

День шахтера Кыргызстана Править

Профессиональный праздник День шахтера установлен в Кыргызстане Постановлением Правительства Кыргызской Республики № 332 от 4 августа 1995 года.

Кыргызстан имеет ограниченные ресурсы нефти и газа, и уголь является основным топливом. Угольная отрасль — составная часть промышленности Кыргызстана, включающая комплекс организационных, технических и технологических процессов, связанных с поиском, разведкой, хранением, переработкой, транспортировкой и продажей угля и продуктов его переработки.

В год Кыргызстан потребляет примерно 1,5 млн. тонн угля. В среднем кыргызские шахтеры добывают 400 тысяч тонн. Остальной уголь (более 1 млн. тонн) завозится из Казахстана. Запас угля в Кыргызстане составляет около 3,5 млрд. тонн.

Ссылки Править