ФЭНДОМ

Women in mine
IMG 2201

1949 год. Перед сменой, шахта №106 г. Сарань

Women in mine8

Женщины-шахтеры

Файл:Women in mine2.jpg

У них Править

В 19-м веке женщины нередко работали в шахтах по 12 и более часов. В некоторых шахтах от них требовалось поднимать на поверхность корзины с углем, в других - тянуть за собой вагонетку груженую углем, которая привязывалась к талии с помощью цепи. Для этого приходилось передвигаться на четвереньках. В 1842 годы в шахтах Великобритании работали 2 350 женщин, одна треть из них в Ланкашире. Но в 1842 году работа женщин под землей была законодательно запрещена. После 1842 года, женщины и девочки работали на поверхности, занимаясь в основном сортировкой угля. Их называли pit brow lasses.

У нас Править

В дореволюционной России существовали многочисленные законы, запрещавшие или ограничивавшие применение женского труда в ряде профессий, вредных для женского организма. В Октябрьскую революцию 1917 года все эти законы потеряли силу. Начавшаяся индустриализация страны потребовала огромного количества рабочих и речь шла уже не об ограничении женского труда, а о его расширении. В 1931 году был опубликован специальный «список профессий и должностей, на которых применение женского труда должно быть разрешено»[1]. В дальнейшем этот список был признан недостаточным и в 1938 году был опубликован более гибкий «Список работ, к которым допускаются женщины»[2]. Наконец, во время войны всякие списки свое значение потеряли. Несмотря на существование известного Кодекса, принятого Международной организацией труда и устанавливающего ряд производств, в которых женский труд не должен применяться, женщины в СССР стали привлекаться на все производства и на все работы без всякого исключения.
В годы Великой Отечественной войны подземными рабочими работало 245 тыс женщин, составлявших 86 процентов шахтерских коллективов. Движение «Девушки, в забой!» возникло стихийно, внезапно и массово. В сентябре 1943 года, в первые дни освобождения Донбасса, начался подземный подвиг женщин. В Горловке одной из первых была 19-летняя Мария Гришутина. А в январе 44-го женщины-шахтеры всенародно дают клятву: «Каждый день выполнять две нормы: за себя и за воюющего или погибшего отца, брата, мужа, любимого». С февраля страна привыкает к женским рекордам. А воины-артиллеристы прикрепили портрет знаменитой горнячки Гришутиной на щит пушки, стрелявшей в мае 45-го по Рейхстагу.
На 39 шахтах Карагандинского угольного бассейна в годы войны трудилось 43 тыс человек, из них более 12 тыс - женщины, причем больше половины их работало непосредственно на угледобывающих участках.

Объем добычи угля в Донбассе в 1940 году составил 76,2 млн тонн (и это при значительной механизации труда); в 1950-м — 78,0 млн тонн (именно в это время на подземных работах, в забоях было больше женщин, чем мужчин). И трудились, подчеркиваем, женщины вручную — без комбайнов и комплексов.
В 1961 году Никита Сергеевич Хрущев вывел женщин из шахт и запретил им там работать. На данный момент в шахты периодически опускаются лишь женщины-маркшейдеры

Галерея Править

Примечания Править

  1. «Известия Народного Комиссариата Труда». Май 1931 г.
  2. «Постановление СНК СССР от 7.11.1938 г.» в «Собрании Законов СССР 1938»

Также на ФЭНДОМЕ

Случайная вики