ФЭНДОМ

Сайт переехал.
Новый адрес сайта
Histiry Of VGSCh

Первая горноспасательная станция в г. Макеевке

Histiry Of VGSCh1

Подготовка к спуску в шахту. 1949 г.

Histiry Of VGSCh2

Оказание первой помощи пострадавшему с использованием оживляющего аппарата ГС. 1965 г

Histiry Of VGSCh3

Горноспасатели на первомайской демонстрации. 1962 г.

Histiry Of VGSCh4

10 ВГСО следует на выполнение задания. 1972 г.

Histiry Of VGSCh5

6 ВГСО. 1972 г.

Histiry Of VGSCh6

1978 г.

Начало Править

Первые угольные копи в Донбассе строились на средства казны и на казённых землях. Техника добычи угля была крайне примитивной, опыта работы почти не было. Горное искусство вырабатывалось за счёт крестьянской смекалки. Шахтёры сами ликвидировали аварии и их последствия в шахте, сами спасали пострадавших.

В 1898 году в России издан первый закон по горному делу, так называемые Правила для ведения горных работ ввиду их опасности. Однако опасность ведения горных работ возрастала. Шахтёры уже не могли своими силами обеспечивать ликвидацию аварий, вести спасение товарищей.

Впервые проблема организации спасательной службы в горнорудной промышленности Донбасса обсуждалась на XXVII съезде горнопромышленников Юга России, открывшемся 5 ноября 1902 года в городе Харькове. В программе съезда этот вопрос был рассмотрен на 18 заседании 28 ноября 1902 года в формулировке «О мерах взаимопомощи при несчастных случаях на копях Донецкого бассейна, в связи с устройством спасательных станций».

Съезд признал необходимым создать в Донбассе 6 спасательных станций в районах Юзовки, Макеевки, Горловки, Алмазной, Лисичанска и Грушевки.

Первые попытки создания спасательных станций были предприняты в 19031905 годах. Тогда были созданы два типа спасательных организаций:

  • на каждом руднике в отдельности;
  • общая организация для нескольких рудников в Горловском районе.

Первый тип спасательной организации был сразу же признан несостоятельным ввиду слабых финансовых возможностей отдельных рудников. Что касается станции Горловского района, то такая служба спасения, хоть и называлась «центральной», не имела постоянной централизованной спасательной артели, а лишь координировала работу спасательных артелей на нескольких рудниках района. Такой тип станции также оказался нежизнеспособными, просуществовав менее года, распался к 1906 году.

XXXI съезд промышленников, проходящий в 1906 году, признал необходимым создать не шесть, а семь центральных спасательных станций, добавив в ранее намеченным станцию на Боковском руднике. При этом комиссия съезда пришла к заключению, что наиболее рационально горноспасательная служба может быть организована путём создания целой серии подрайонных центральных центральных спасательных станций, укомплектованных постоянным штатом сотрудников, обученных спасательному делу и хорошо знакомых с рудничной работой. Эти кадры должны были заниматься исключительно вопросами спасательного дела и не отвлекаться ни на какие другие работы.

Первая действующая центральная спасательная станция появилась четырьмя годами позже. Точную дату её открытия установить невозможно — этот процесс растянулся во времени с конца 1906 по 1907 год.

Статус горноспасателя в дореволюционный период состоял в том, что он являлся шахтёром, обученным работе в респираторе, оказанию первой помощи пострадавшим и тушению пожаров в шахте подручными средствами. Рядовой состав спасательных команд комплектовался из здоровых и опытных шахтёров ведущих профессий. По сохранившимся данным, начиная с 1907 года, количество спасательных станций непрерывно увеличивалось. В 1910 году их было шесть, а через семь лет — 14.

Горноспасательное дело в советский период Править

В годы гражданской войны горноспасательное дело практически разрушилось, однако позже произошла централизация управления, что позволяло привлекать к спасательным работам команды других станций. Затем снова горноспасательное дело пережило волну спада.

15 — 21 мая 1925 года в Горловке состоялся 1-й Донецкий съезд по безопасности горных работ, на котором были разработаны мероприятия по борьбе с несчастными случаями в горной промышленности и усилению деятельности горноспасательных и испытательных станций Донбасса. В работе съезда участвовали видные учёные и специалисты горного дела, руководители каменноугольных предприятий Донбасса, ответственные работники Горного Надзора. На съезде было уделено внимание обучению и тренировке команд по новым программам, которые предполагали подготовку горноспасателей на профессиональном уровне.

С 1931 года горноспасательное дело стало подчиняться режиму воинских частей. В Донбассе перевод горноспасательных станций на военизированное положение был завершен в 1933 году, в других промышленных районах — в 1934 году. К 1941 году горноспасательные части уже были профессионально подготовленными, мобильными (оснащены автомобилями), обеспечены отечественными респираторами РКР-3 и КИП-3.

Война резко изменила установившийся порядок жизни и деятельности ВГСЧ, особенно в Донбассе. Задача ВГСЧ состояла в том, чтобы до оккупации фашистскими войсками Донбасса взорвать все угольные шахты и не дать возможности оккупантам добывать уголь.

В послевоенный период на шахтах была создана новая служба — вспомогательные команды ВГСЧ, которые несли дежурство непосредственно в шахте. В 50-е годы большое внимание уделялось теоретической подготовке личного состава, проведению учебно-тренировочных сборов, с имитацией обстановки, приближенной к аварийной. Много внимания в этом ракурсе уделялось подготовке младшему командному составу.

ВГСЧ

Современные горноспасатели

70 — 80-е годы были для горноспасательной службы временем поступательного развития и научно-технического прогресса. В те же годы, например, создаётся водолазная служба в составе ВГСЧ Донбасса, Подмосковного бассейна, Кузбасса. Затем в состав ВГСЧ ввели реанимационно-противошоковые группы (РПГ).

История горноспасательного дела в Украине Править

Заключение Править

История развития и становления горноспасательного дела свидетельствует о его неразрывной связи с развитием угледобывающей отрасли, о зависимости эффективности предупреждения и ликвидации аварий от глубины изучения природных факторов и теоретического обоснования параметров средств защиты горнорабочих и горноспасателей, техники и технологии ведения аварийно-спасательных работ при различных видах подземных аварий. Одновременно анализ хода ликвидации аварий, характера возникающих осложнений, соответствия используемой техники и технологии сложившейся аварийной обстановке позволяет выявить нерешенные вопросы в техническом, тактическом и организационных аспектах. Поэтому теория и практика ведения аварийно-спасательных работ на угольных шахтах обусловливают друг друга и составляют основу горноспасательного дела.

Галерея Править

Ссылки Править

Также на ФЭНДОМЕ

Случайная вики