ФЭНДОМ

Kr luch

Герб города

Krasnyi luch

Красный Луч на карте Луганской области

Krasnyi luch1

С этого документа город ведет историю как Красный Луч

Krasnyi luch2

Спутниковая карта города. 1-й и 2-й микрорайоны, Хасанова, Известия

Красный Луч (укр. Красний Луч, дата образования города — 1895 г., до 1920 г. — Криндачевка) — город областного значения в Луганской области Украины. По исторической легенде своё название получил от необычного рассвета, с «красными лучами», который увидели шахтёры, поднявшись однажды утром на гору.

Город расположен на южном склоне Донецкого кряжа, в 62 километрах юго-западнее Луганска. Общая площадь Красного Луча с поселками — 148 квадратных километров. Краснолучскому городскому Совету подчинены города: Вахрушево, Миусинск, Петровское и поселки городского типа: Запорожье, Софиевка, Хрустальное, Штеровка. Население — 105,4, с прилегающими городами-спутниками — 175 тысяч человек. Город граничит с Антрацитовским, Лутугинским, Перевальским районами Луганской области, с юга и юго-запада — с Донецкой областью. Железной дорогой он связан со станцией Штеровка на линии Дебальцево-Зверево, а автомагистралями — со многими промышленными центрами Луганской, Донецкой, Ростовской, Харьковской областей.

История Править

Первые значительные поселения в этих местах возникли еще в XVII веке. Их названия сохранились до наших дней. Это поселки Хрустальное, Елизаветовский, Княгиневка, Малопокровка (Яновка), Новопавловка. Через них проходил Чумацкий шлях, по которому из Бахмутских соляных копей соль переправлялась в Ростов, Новочеркасск, Таганрог. Постепенно вдоль Чумацкого шляха оседали люди, занимаясь скотоводством и земледелием.

В 80 - х годах XIX века на южных склонах донецкого кряжа были найдены богатые залежи антрацита. Первая шахта в районе Красного Луча появилась в 1894 году. Официальной датой образования Красного Луча считается 1895 год. Развитие угольных предприятий сдерживало отсутствие железнодорожного транспорта. Гужевой транспорт уже не удовлетворял шахтовладельцев. Поэтому возникла неотложная потребность в строительстве железнодорожной ветки, связывающей рудники с ближайшей станцией Крестная (с 1914 года переименована в станцию Штеровка). В 1900 году железнодорожная ветка протяженностью 12,5 версты соединила угольные предприятия с казенной Екатерининской железной дорогой. Новую станцию назвали Криндачевкой по имени владельца участка земли Е. И. Криндача. Вскоре вокруг станции вырос рабочий поселок, получивший одноимённое название. В административном делении поселок Криндачевка относился к Новопавловской волости Таганрогского округа Области Войска Донского. В то время в округе открылись и действовали, примитивные угольные шахты, названные именами владельцев: «Богдан», «Верочка». «Яковенко», «Анненка» и другие. К 1913 году в Криндачевке уже действовало 18 угледобывающих шахт.

Накануне первой мировой войны Криндачевка представляла собой небольшой захолустный поселок, утопающий в грязи. В 1913 году в нем проживало 3,5 тысячи человек. На узких кривых улочках поселка ютились одна к другой глинобитные хижины и землянки семейных шахтеров. Было также около двадцати каменных казарм и деревянных бараков, похожих на гробы, в которых жили сезонные рабочие и шахтеры, еще не имеющие собственной лачуги. В поселке не было ни одной мощеной улицы. Весной и летом здесь стояла непролазная грязь. За питьевой водой ходили за 2—3 километра. С заходом солнца Криндачевка погружалась в темноту. Крайне тяжелыми были условия труда криндачевских шахтеров, 12 часов продолжался рабочий день. Заработная же плата у забойщиков, вагонщиков и саночников не превышала 1 рубль 50 копеек в день, а у рабочих других категорий была еще меньше.

С 1917 по 1919 годы Криндачевка неоднократно переходила из рук в руки. 2 января 1920 года сюда вступила конница С. М. Буденного. По плану ГОЭЛРО в 7 километрах от поселка начала строиться Штеровская электростанция. В конце декабря 1920 года в честь этого события состоялся митинг горняков, на котором было принято решение о переименовании Криндачевки в Красный Луч. В 1925 - 1926 годах в составе Боково - Хрустальского рудоуправления работало уже 15 шахт с годовой добычей 1,2 миллиона тонн угля. В 1926 году Красный Луч получил статус города районного подчинения и электрическую энергию от Штеровской ГРЭС. В 1934 - 1939 годах возведены крупные шахты - имени "Известий", № 17 - 17 - бис.

Осенью 1941 г. две стрелковые дивизии, в соста¬ве которых было 1.8 тыс. краснолучан, заняли оборонительные рубежи на крутом левом берегу речки Миус и враг был на 8 месяцеь остановлен на подступах к городу. 18 июля 1942 года город заняли фашистские захватчики. 1 сентября 1943 года Красный Луч освободили от гитлеровцев.

В 50 - 60 - е годы построены шахта "Новопавловская", две обогатительные фабрики, заводы железобетонных изделий и строительных материалов, рудоремонтный, авторемонтный, молокозавод, мебельная и швейная фабрики, мясокомбинат и не только.

Экономика Править

Добыча каменного угля (антрацита) — ГП «Донбассантрацит»: шахты «Краснолучская» (бывшая 17-17 бис), имени газеты Известия (бывшая 16-16 бис «Васильевская»), «Княгининская» (бывшая 22-4 бис), «Краснокутская» (бывшая №21), «Новопавловская», «Миусинская», «Хрустальская» (бывшая № 7-8). Машиностроительный, литейно-механический заводы. Производство стройматериалов, легкая, пищевая промышленность. Швейная фабрика.

Завод «Красный Луч», специализирующийся на выпуске гидроакустических и навигационных систем для Военно-Морского флота, в настоящее время не работает. Хозяйственный суд Луганской области в августе 2007 года одобрил план санации завода. Предусматривается вывод из предприятия на протяжении года основных ликвидных активов (порядка 70 % имеющихся в наличии).

Достопримечательности Править

Mius-Front

Миус-фронт

На месте героической обороны, расположенном в нескольких километрах от Красного Луча, был сооружен мемориальный комплекс «Миус-фронт» - один из самых величественных в Украине. Центральное место в комплексе занимает железобетонный монумент-шлагбаум (высотой 10 м) с многофигурным барельефом, установленный на безымянной высоте. К нему ведет 240-метровая «Лестница Героев», рядом с которой на склоне горы выложено огромное панно. У подножия комплекса находится «Сад Победы» и здание музея-памятника революционной, боевой и трудовой славы шахтеров Красного Луча с громадным тематическим панно, выполненным из мрамора и гранита, вместо крыши.

Галерея Править

См. также Красный Луч/Фото старого города

Ссылки Править