ФЭНДОМ

Сайт переехал.
Новый адрес сайта
Rat.jpg

Крысы (лат. Rattus) — род млекопитающих семейства мышей.

Шахтные крысы Править

Основным видом грызунов, заселяющих шахты, является серая крыса. Это довольно крупный грызун (длина тела до 27см), почти голый хвост составляет около 80 процентов длины тела, по этому признаку серую крысу легко отличить от черной. Окраска довольно грубого волосяного покрова, вопреки названию, не серая, а рыжевато-бурая.
Серая крыса чрезвычайно плодовита. Самка может за год принести до 8 пометов (хотя в природе обычно бывает 2-3). В каждом выводке бывает 8-10 крысят.
Крысы могут участвовать в распространении особо опасных инфекций — чумы, тифа, туляремии и др. Следует отметить, что переносчиком инфекций являются не сами грызуны, а блохи, которые переходят с них на людей. Крысы восприимчивы к вирусу бешенства. Больные бешенством крысы могу передавать это заболевание домашним животным и человеку.

Обитание крыс в подземных условиях определяется тремя основными факторами:

  • наличие огромного количества укрытий в горных выработках;
  • наличие корма, поступающего в шахту вместе с работающими там людьми;
  • умеренный микроклимат, благоприятный для размножения.

Строение шахты, её глубина не имеют для крыс существенного значения. Чем многочисленнее персонал, работающий в шахте, тем выше численность обитающей в ней популяции крыс. Размещение крыс в шахте тесно связано с количеством людей на разных ее участках, особенно много их в местах добычи угля - лавах. Чем выше уровень механизации работ в шахте, тем меньше обитающих в ней крыс. Места для устройства гнезд и выведения потомства крысы находят в щелях за затяжкой или в пустотах на месте вынутого угля и породы. Вслед за людьми, удлиняющими выработки, постепенно перемещаются и крысы. Недостаток корма мешает крысам интенсивно наращивать свою численность. Питаются крысы как продуктами, принесенными с собой шахтерами, так и отходами их жизнедеятельности.

Крысы и шахтеры Править

Среди шахтеров ходят истории, как крысы обгрызают спящим пальцы, уши и носы. Якобы их слюна действует как обезбаливающее, и спящий человек не чувствует боли. Рассказы эти ничем не подтверждаются. Большинство беспалых шахтеров когда-то неудачно соединяли цепь на СП, крысы здесь не при чем. Так же рассказывают, что выданную на поверхность крысу раздувает от внутреннего давления. Странно, почему в таком случае не раздувает выехавших из шахты рабочих?

Взаимоотношения двух основных обитателей подземелий - шахтеров и крыс - неоднозначны. С одной стороны, наличие крыс в выработке свидетельствует о ее относительной безопасности. С другой - крысы сгрызают изоляцию электропроводки, из-за чего случаются поломки и аварии. Не говоря уже о прогрызенных карманах курток и украденных тормозках.
Известны случаи, когда крысы спасали шахтеров. Например, один работяга спал под лавой. Проснулся от того, что кто-то покусывет его за палец. Не до крови, но очень неприятно. И спать не получается. Открывает глаза — крыса! Несколько раз он отгонял ее, кидал в нее камнями, но безрезультатно - как только он закрывал глаза, крыса продолжала кусать палец. В конце концов он не выдержал, встал и погнался за ней. Через полминуты там, где он лежал, обрушилась кровля.

Об уме и сообразительности крыс кто только не писал. Замечено, что крысы различают шахтные сигналы. Т.е. сидит крыса на ленте, грызет газету от тормозка, тут раздается сигнал запуска конвейера. Она спокойно перебирается с ленты на трос, поддерживающий конвейер, а после остановки снова переходит на ленту и идет искать свою газету.

Шахтеры, бывает, издеваются над крысами. Один из способов: к троллее привязывается проволока, другой конец которой с нанизанным кусочком сала располагается в 10 см от рельса; крыса встает на рельс, хватает сало и получает удар в 275 вольт постоянного тока.

Roach.jpg

Шахтный таракан

Прочая шахтная живность Править

  • Мыши - (некоторые шахты Западного Донбасса)
  • Тараканы - (район?)

Ссылки Править

Также на ФЭНДОМЕ

Случайная вики