ФЭНДОМ

Plakat 0004
Осланцевание

Осланцованая выработка

Осланцевание1

Вот так примерно выглядит осланцевание вручную

Осланцевание - один из видов пылевзрывозащиты, искусственное увеличение зольности взрывчатой пыли, оседающей в подземных горных выработках, путём добавления к ней (нанесения на неё) инертной (негорючей) сланцевой пыли. Когда эта смесь взрывом метана поднимается в воздух, она не взрывается, так как каждая горящая угольная пылинка соседствует с негорючей сланцевой. Естественно, горящая угольная пылинка нагревает негорючую, но теплоемкость сланца в несколько раз выше теплоемкости угля, поэтому сланцевая пылинка забирает всю мощность горения угольной пылинки на себя и не передает энергию возгорания следующей угольной пылинке.
Осланцевание осуществляется в сухих горных выработках и в выработках с отрицательной температурой боковых пород, где применение гидропылевзрывозащиты нецелесообразно или невозможно.

Осланцеванию подвергают почву, борта и кровлю выработки, а также доступные места за затяжками крепи; с оборудования осевшая взрывчатая пыль предварительно сдувается. Изготовляют инертную пыль путём помола сланца или известняка (доломита). Она содержит не более 1 % горючих веществ и не более 10% свободного кремнезёма; на 99% проходит через сито с сеткой № 06 и не менее чем на 50% — через сито с сеткой № 0071; не должна слёживаться, т.е. сохранять способность переходить во взвешенное состояние при лёгком толчке воздуха. Инертная пыль, как более вязкая, затрудняет переход пылевой смеси в аэрозольное состояние, а поднятая в воздух поглощает значительную часть тепла и снижает температуру пламени или тепловой волны.

Осланцевание производят осланцевателями (при большой протяжённости выработки) или вручную. Количество инертной пыли, которое необходимо добавлять к взрывчатой, рассчитывают по норме осланцевания (наименьшему содержанию негорючих веществ в %, при котором взрывчатая пыль в смеси с инертной не взрывается). Определяется она для каждого вновь вводимого в разработку шахтопласта или рудного тела, а для разрабатываемых угольных пластов с выходом летучих веществ менее 15% (кроме антрацитов) — ежегодно. Выполняют эту работу экспериментально в лабораториях институтов, имеющих опытную штольню и соответствующее оборудование. Время между последовательными осланцеваниями определяется расчётным путём.

Контроль степени осланцованности (качества осланцевания) осуществляется ежесуточно визуально (по отсутствию накоплений взрывчатой пыли поверх смеси её с инертной в количестве, превышающем нижний предел взрывчатости), а также не реже одного раза в квартал путём отбора и анализа контрольных проб пыли в осланцованной выработке (выполняется работниками ВГСЧ по графикам, утверждённым руководством предприятия).

В выработках, где применяется осланцевание, для локализации взрывов пыли устанавливаются также сланцевые заслоны.

Также на ФЭНДОМЕ

Случайная вики