ФЭНДОМ

Павлоград герб

Герб Павлограда

Павлоград - город областного подчинения в Днепропетровской области, Украина. Является центром Западного Донбасса — каменноугольного бассейна. Значительная часть валового продукта приходится на добычу угля.
Основан в 1784 году. Расположен на речке Волчьей (бассейн Днепра), в 76 километрах к северо-востоку от Днепропетровска. Железнодорожный узел (линии на Красноармейское, Лозовую, Новомосковск и Синельниково).
Население - 112 тысяч человек (2008 год).

История Править

Территория, на которой возник Павлоград, с XVI века входила в состав Запорожской Сечи. В 1770 году на месте нынешнего Павлограда запорожский войсковой старшина Матвей Хижняк основал зимовник, преобразованный в 1775 году в государственную воинскую слободу Матвеевку, которая вскоре стала штаб-квартирой Луганского пикинерного полка и в 1779 году была переименована в село Луганское. Сюда переселилась значительная часть запорожцев из Кальмиусской паланки. В 1780 году близ села на равнинной песчаной местности было основано военное укрепление, названное Павлоградом. В начале 80-х XVIII века в Павлограде проживало 1242 человека. В 1780 году одним из расположенных здесь пикинерных полков командовал М.И. Голенищев-Кутузов, впоследствии генерал-фельдмаршал, великий полководец.

В 1784 году Павлоград получил статус города и стал центром уезда Екатеринославского наместничества. Этот год и считается годом рождения Павлограда. Жители города занимались главным образом земледелием и скотоводством. Обилие рыбы в речках и озерах способствовало развитию рыболовства. В XIX веке получает развитие переработка сельскохозяйственных продуктов - мельницы, салотопки, два кожевенных завода, табачная фабрика, маслобойный завод и другие предприятия. Во второй половине столетия открывается обозный завод, на месте которого стоит нынче "Павлоградхиммаш". Трижды в год проводились ярмарки с товарооборотом в 31275 рублей (1859 год). Население к этому времени возросло до 7934 человек.

После реформы 1861 года усилилось экономическое развитие города. В 1886 году на ярмарки в Павлоград приезжают не только местные торговцы, но и петербургские, московские, тульские, орловские, курские и даже варшавские купцы.

В конце XIX столетия Павлоград становится значительным центром торговли мукой и зерном. Кроме внутреннего рынка эти товары пользуются спросом лондонских, турецких купцов. Развитие торговли способствовало появлению общественного городского банка, оборот которого в 1880 году составлял 842 тысячи рублей, а через 5 лет превысил один миллион. В 1985 году создается акционерное общество мукомольного и крупяного дела. По данным переписи 1897 года в Павлограде проживало 15775 человек. Из них дворянского сословия было 849 человек, духовного - 69, купцы - 561, мещане - 7574, крестьяне - 6488 и остального сословия 234 человека.

На рубеже XIX и XX веков возникают предприятия фабрично-заводского типа - паровые мельницы. В 1900 году на пяти паровых мельницах было занято 192 рабочих (от 24 до 44 чел. на каждой). Кроме того, 37 рабочих трудилось на ситценабивной фабрике. Но видное место в промышленности города продолжают занимать ремесленно-мануфактурные предприятия. Действовали известковый, пивоваренный, свечной и три мыловаренных завода, 4 слесарных, 10 колесных, 2 бондарных и 2 шорных мастерских, 46 кузниц, маслобойни, хлебопекарня, колбасные и другие предприятия. В 1911 году таковых насчитывалось 69. На них работало 604 человека.

В дореволюционный период в Павлограде действовали мужская и женская гимназии, 7 частных училищ и школ, городское трехклассное училище, элементарная начальная и церковноприходская школы. Из 8575 проживавших в городе мужчин грамотных было 4483 - 52,2%, из 7200 женщин - 1994 (27,6%). В 1916 году открывается учительская гимназия. В городе функционирует театр. Духовная жизнь определялась наличием 6 церквей, 1 синагоги. 27 харчевен и кабаков, расположенных в многолюдных местах - это тоже штрих к портрету города начала минувшего столетия.

В 1925 году город стал окружным центром, а в 1926 г.- районным. С 1939 г. Павлоград — отдельная административная единица, Город областного подчинения.

В годы предвоенных пятилеток открыта (1935 год) новая железнодорожная линия Павлоград-Постышево. К концу 1940 года работало 15 предприятий союзного, республиканского и областного подчинения. 12 артелей промкооперации, где трудилось 4155 рабочих. По всесоюзной переписи 1939 года в городе проживало 34 тысячи человек, а в 1941 - около 50 тысяч. Появились три рабочих поселка с большим количеством трехэтажных домов, 16 километров улиц имели твердое покрытие. 10 предприятий бытового обслуживания, 138 магазинов и других предприятий торговли. Функционировала санитарная станция, противотуберкулезный диспансер и филиал поликлиники на заводе №55, расширили и переоборудовали городскую поликлинику, построили типовые стационары на 328 коек. 11 общеобразовательных школ, 10 дошкольных учреждений на 750 мест, 5 клубов, кинотеатр, 23 библиотеки с фондом 35 тысяч томов. Стадион, водная станция, пять заложенных парков определяли лицо предвоенного Павлограда.

В годы оккупации на территории города и окружных сельских районов действовал партизанский отряд, который организовывал диверсии на заводах и железнодорожном транспорте, распространял листовки среди населения, организовал спасение молодежи от угона в Германию. С сентября 1942 по 17 февраля 1943 года партизаны пустили под откос вражеские поезда на станциях Домаха, Зайцево, взорвали склад с боеприпасами по улице Советской, нарушили телефонную связь противника. А также сожгли 12 немецких автомашин близ хутора Вербоватого на железнодорожной линии Лозовая-Павлоград. 15-17 февраля 1943 года в городе было организовано вооруженное восстание, целью которого было помочь наступающим войскам освободить город от оккупантов. Немцы отступили, но авианалетами полностью разрушили город. А 22 февраля немцы перешли в контрнаступление и ценой огромных потерь вновь овладели городом. Во второй раз их изгнали 18 сентября. В боях за город принимали участие 60-я гвардейская и 172-я стрелковые дивизии, 288-я истребительная и 305-я штурмовая авиационные дивизии, 269-й отдельный саперный батальон. Все они впоследствии получили наименование "Павлоградских".

В борьбе против гитлеровских захватчиков на фронтах Великой Отечественной войны и в тылу врага принимали участие 6425 павлоградцев. 14б7 жителей города за проявленные мужество и отвагу в боях с оккупантами удостоены правительственных наград, из них 8 человек - ордена Ленина, 62 - ордена Красного Знамени. Более двух десятков земляков или имеющих к Павлограду и Павлоградскому району людей косвенное отношение, отмечены высоким званием Героя Советского Союза.

Главная хозяйственно-политическая задача в первые послевоенные годы состояла в том, чтобы восстановить разрушенное народное хозяйство города, достигнуть довоенного уровня промышленного производства. К 1950 году сооружено много новых и реконструированы старые промышленные предприятия, открыты новые линии железнодорожного сообщения, начинается электрификация железнодорожного транспорта. С 1954 года начинается строительный этап освоения угленосных залежей Западного Донбасса. Закладываются экспериментальные и эксплуатационные шахты «Терновская» и «Першотравнева», шахтерские поселки вокруг строящихся шахт, которые впоследствии приобретут статус городов - Терновка и Першотравенск. За успехи в развитии народного хозяйства и, прежде всего, за укрепление энергетического потенциала страны Павлоград в 1979 году награжден орденом Трудового Красного Знамени.

Также на ФЭНДОМЕ

Случайная вики