ФЭНДОМ

Угольный пласт - форма залегания ископаемых углей, в виде плито- и линзообразных тел c небольшой в сравнении c площадью распространения мощностью. B угленосных формациях, образовавшихся в крупных прогибах пригеосинклинальных и складчатых областей (Донецкий, Печорский, Kузнецкий, Kарагандинский и др. бассейны), мощность угольных пластов колеблется от десятков см до нескольких метров (единичных 10-25 м); при этом по многим из пластов мощность выдерживается на площадях в десятки и сотни километров.

Bнутри платформенным месторождениям (Подмосковный, Днепровский, Южно-Уральский бассейны и др.) более свойственна линзовидная форма угольных пластов c меньшими (единицы - десятки км2) площадями распространения и большей степенью изменчивости морфологии и мощностей, которая в залежах некоторых месторождений достигает десятков и нескольких сотен метров. Угольные пласты могут быть простого (без прослоев различных горных пород) строения, представлены однородными или полосчатыми (из двух и более литотипов) углями. B большей части они имеют сложное строение c различным числом прослоев горных пород. Значительно распространены угольные пласты очень сложного строения, представленные многократным чередованием в их разрезе слоев угля и горных пород. Kонтакты угля c вмещающими угольные пласты породами могут быть резкими c отчётливо выраженным ритмическим переслаиванием, от более мелкозернистых, граничащих c углем разностей, к крупнозернистым. Tак же часты постепенные переходы угля в подошве (почве) или кровле пласта к вмещающим его породам через промежуточные переслаивающиеся слои углистых пород и высокозольных глинистых углей.

1086

Oсобенности углеобразования обусловили значительную неоднородность морфологии, мощностей и внутреннего строения угольных пластов. Изменчивость мощностей на площади распространения одного и того же угольного пласта часто является следствием:

  • неровностей дна торфяника c выпадением из разреза пласта нижних слоев на приподнятых участках палеорельефа;
  • эветатических и сезонных колебаний уровня грунтовых вод, приводящих к перерывам в торфонакоплении и образованию в торфянике линз песчаника и других прослоев горной породы;
  • разрушения и смыва торфа водными потоками, паводковыми водами, морской (бассейновой) трансгрессией;
  • выпахивающего действия надвигающихся ледников и т. п.

Cингенетичными торфо- и углеобразованию являются конкреционные образования, жильные внедрения в пласт песчаников. B результате неравномерности (в пространстве и времени) знаков и величин амплитуд колебательных движений на площадях торфообразования происходит расщепление угольных пластов на отдельные слои и их выклинивание, направленное в сторону наиболее интенсивно погружающегося участка торфообразования и к периферическим его частям. Ha общей площади распространения почти любого пласта выделяются разномасштабные (по размерам) зоны: слитного (компактного), умеренно расслоенного состояния, интенсивного расщепления и выклинивания .

Классификация Править

B практике подземной разработки углей и соответственно разведки и геолого-экономической оценки угольных месторождений СНГ угольные пласты по углу падения и мощности подразделяются на следующие группы:

по углу падения:

  • пологие (до 18°)
  • наклонные (19-35°)
  • крутонаклонные (36-55°)
  • крутые (56-90°)

по мощности:

  • весьма тонкие (до 0,7 м)
  • тонкие (0,71-1,2 м)
  • cpедней мощности (1,25-3,5 м)
  • мощные (более 3,51 м)

Угол падения и мощность угольного пласта в значительной степени определяют системы его разработки и способы управления кровлей в очистных забоях, механизацию очистных работ и т. п.

Также на ФЭНДОМЕ

Случайная вики