ФЭНДОМ

Pnevmokonioz

II стадия интерстициального пневмокониоза

Пневмокониоз (от греч. pnйumon — лёгкие и konнa — пыль) — хроническое профессиональное заболевание органов дыхания, возникающее в результате длительного вдыхания пыли и характеризующееся развитием фиброза лёгочной ткани. Пневмокониоз встречается у работников угольной, горнорудной, металлургической, машиностроительной и других отраслей промышленности.

Классификация Править

Классификация пневмокониоза основана на этиологическом принципе с учётом рентгенологической и клинической картины заболевания. В клинической картине пневмокониоза различают стадии болезни (I, II, III) и её течение (быстрое и медленное прогрессирование, позднее развитие и регрессирование). Классификация фиксирует внимание также на клинико-функциональной характеристике пневмокониоза и осложнениях (туберкулёз, пневмония, бронхоэктатическая болезнь, бронхиальная астма и др.).
В зависимости от названия и характеристики воздействующей производственной пыли различают следующие виды пневмокониоза:

  • силикоз, развивающийся от вдыхания пыли, содержащей свободную двуокись кремния (SiO2);
  • силикатозы, возникающие от вдыхания пыли силикатов, содержащих двуокись кремния в связанном состоянии (асбестоз, оливиноз, нефилёз, талькоз и др.);
  • металлокониозы, развивающиеся от вдыхания пыли алюминия, железа, бария, бериллия, марганца, олова и других металлов (алюминоз, сидероз, баритоз, бериллиоз, манганокониоз, станиоз и др.);
  • карбокониозы — от вдыхания углеродсодержащих пылей (антракоз, графитоз и др.);
  • пневмокониоз от смешанной пыли, в том числе содержащей и не содержащей двуокись кремния (антракосиликоз, сидеросиликоз и др.).

Развитие Править

Быстрота развития пневмокониоза зависит от вида пыли, её дисперсности, концентрации в производственной атмосфере, продолжительности воздействия. Наиболее агрессивными являются кварцевая, асбестовая, а также пыль бериллия. При прочих равных условиях пневмокониоз развивается тем быстрее, чем выше дисперсность, концентрация пыли во вдыхаемом воздухе и содержание в пыли свободной двуокиси кремния. При одинаковой массе кварцсодержащей пыли наибольший патогенный эффект обусловливает высокодисперсная (до 5 мкм) пыль. Такая пыль дольше находится во взвешенном состоянии в воздухе, более глубоко проникает в дыхательные органы и в силу большей поверхности лучше растворяется в биологических средах организма. Неблагоприятные производственные условия — тяжёлый физический труд, работа в условиях загрязнения производственной атмосферы токсичными (окислы азота, озон, окись углерода) и радиоактивными веществами — могут усилить развитие пневмокониоза. Существенное значение в развитии пневмокониоза имеет повышенная реактивность организма, связанная с подростковым возрастом, перенесением инфекционных заболеваний и др.

Профилактика Править

В целях профилактики заболеваний пневмокониозом осуществляют радикальные инженерно-технические мероприятия: автоматизируют производственные процессы, совершенствуют технологию, ведут добычу полезных ископаемых без присутствия людей в забоях, применяют нагнетание воды в угольный пласт, орошение при работе различных горных машин, сухое пылеулавливание при проходческих и очистных работах, искусственную вентиляцию подземных выработок, карьеров, обогатительных фабрик и др.
Внедрение противопылевых комплексов в отраслях горной промышленности обусловило значительное снижение содержания пыли в производственной атмосфере. В тех случаях, когда реализация радикальных противопылевых мероприятий не обеспечивает снижения запылённости производственной атмосферы, рекомендуется применять средства индивидуальной защиты работающих, например респираторы.

Из медико-профилактического мероприятий важнейшими являются предварительные и периодические медицинские осмотры с проведением необходимых оздоровительных и лечебных мероприятий, в том числе рациональное трудоустройство работающих в случае необходимости. Большое профилактическое значение имеют влажные и соляно-щелочные ингаляции, УФ-облучение, рациональное питание и витаминизация. На производствах, связанных с пылеобразованием, в том числе в угольной и горнорудной промышленности, предусмотрен сокращённый рабочий день, дополнительный оплачиваемый отпуск, более ранний выход на пенсию.

Также на ФЭНДОМЕ

Случайная вики