ФЭНДОМ

Пылевой бронхит - хроническое профессиональное заболевание органов дыхания, возникающее в результате длительного вдыхания промышленной пыли в повышенных концентрациях и характеризующееся атрофическим и склеротическим изменением всех структур бронхиального дерева с нарушением моторики бронхов и наличием гиперсекреции. Пылевой бронхит наряду с пневмокониозами в структуре профессиональных заболеваний занимает 1-2 место и делит его с вибрационной болезнью. Потенциально опасные профессии: шахтеры, угольщики, металлурги, производители цемента, работники ткацких фабрик, зернотоков, элеваторов и др. Частота хронического бронхита в этих профессиях составляет от 12-18 до 78%.
В список профессиональных болезней пылевой бронхит внесен в 1970 г.

КлассификацияПравить

Единой классификации пылевого бронхита нет. Клинические группировки пылевых бронхитов включают выделение степени тяжести (стадии), преобладание клинического синдрома (астматический, инфекционно-воспалительный, бронхит-эмфизема) и период заболевания (ремиссия, обострение).

Течение Править

Пылевой бронхит всегда имеет прогрессирующее течение. Этому способствует нерациональное трудоустройство лиц с установленным диагнозом, отсутствие необходимых лечебно-оздоровительных мероприятий, перенесенные острые пневмонии.

Осложнения и исходПравить

Развитие:

  • дыхательной недостаточности,
  • хронического легочного сердца и легочно-сердечной недостаточности,
  • астматического синдрома,
  • эмфиземы легких,
  • бронхоэктазий.

Основной исход пылевого бронхита в настоящее время - развитие дыхательной недостаточности, гипертензии в малом круге кровообращения и хронического легочного сердца.

Медико-социальная экспертизаПравить

Правилом при определении трудоспособности больных пылевым бронхитом должно быть следующее: наличие пылевого бронхита является абсолютным противопоказанием к продолжению работы в контакте с пылью. Больной признается стойко частично утратившим трудоспособность, стойко нетрудоспособным в своей профессии, нуждающимся в постоянном рациональном трудоустройстве. При трудоустройстве со снижением квалификации и заработной платы больной направляется на МСЭК для определения процента (степени) утраты общей и профессиональной трудоспособности и III группы инвалидности по профессиональному заболеванию на период переквалификации (примерно на 1 год).
При II и чаще при III стадии пылевого бронхита возможна стойкая полная утрата трудоспособности. Больной признается полно утратившим общую и профессиональную трудоспособность, нетрудоспособным и вне своей профессии, нуждающимся в направлении на МСЭК для определения II, реже I группы инвалидности по профессиональному заболеванию и процента утраты общей и профессиональной трудоспособности.

Трудовые рекомендации при пылевом бронхите Править

При неосложненных случаях пылевого бронхита больному противопоказан труд с воздействием:

  • пыли,
  • неблагоприятных факторов микро- и макроклимата,
  • веществ раздражающего органы дыхания действия,
  • физического перенапряжения.

В осложненных случаях круг противопоказаний расширяется.

Бронхит — распространенное заболевание как среди пожилых людей, так и среди молодых, которые подвергаются воздействию пыли. Заболевание бронхитом коварно не только тем, что вначале мало беспокоит больного, проявляясь лишь кашлем с отделением небольшого количества мокроты, но и тем, что с течением времени оно приводит к снижению трудоспособности вследствие развития таких осложнений, как выраженный бронхоспазм, пневмосклероз, эмфизема легких, гипертония малого круга кровообращения, легочно-сердечная недостаточность.
Для лечения хронического бронхита, протекающего без осложнений, не нужно большого труда. Оно может быть ограничено общеоздоровительными мероприятиями (переводом рабочего на другую работу, не связанную с воздействием пыли, санаторно-курортным лечением, ЛФК, поливитаминотерапией).
Значительно труднее добиться успеха у больных хроническим бронхитом, осложненным бронхоспазмом, воспалительным процессом в слизистой оболочке бронхов, а также при снижении у них функциональных показателей внешнего дыхания и др. Здесь имеет значение не только правильный выбор лекарственных средств, но и способ их введения в организм.

При хроническом пылевом бронхите наиболее обоснован и клинически оправдан ингаляционный метод введения лекарственных средств.
Терапевтическая активность лекарственных веществ в аэрозолях значительно увеличивается благодаря резкому увеличению «площади соприкосновения» препарата со слизистой оболочкой бронхов и непосредственному воздействию на патологический процесс.
После ингаляционного введения препаратов быстрее проявляется терапевтический эффект, чем после их приема внутрь или внутримышечного введения. Например, после ингаляционного введения бронхолитических средств терапевтический эффект наступает уже через 10—15 минут, тогда как после внутримышечной инъекции — через 15—30 минут, а после приема внутрь — даже через час.
Антибиотики, введенные через рот или внутримышечно, почти не проникают в просвет бронхов через бронхиальную стенку, а после ингаляционного введения они определяются в дыхательных путях в течение суток и более, притом в концентрациях, значительно превышающих бактериостатические.

Также на ФЭНДОМЕ

Случайная вики