ФЭНДОМ

Алексей Григорьевич Стаханов
Алексей Григорьевич Стаханов
Stakhanov
Алексей Стаханов (справа) за работой
Род деятельности:

шахтёр

Дата рождения:

3 января 1906(1906-01-03)

Место рождения:

деревня Луговая,
Орловская губерния,
Российская империя

Гражданство:

Flag of the Soviet Union СССР

Дата смерти:

5 ноября 1977(1977-11-05) (71 год)

Место смерти:

город Торез,
Донецкая область, УССР, СССР

Отец:

Григорий Стаханов

Алексе́й Григо́рьевич Стаха́нов (21 декабря 1905 (3 января 1906), деревня Луговая Ливенского уезда Орловской губернии (ныне Измалковского района Липецкой области) — 5 ноября 1977, Торез Донецкая область, Украинская ССР) — новатор угольной промышленности, основоположник Стахановского движения, Герой Социалистического Труда (1970).

Группа из забойщика Стаханова и двух крепильщиков за одну смену добыла в 14 раз больше угля, чем предписывалось на одного человека; позднее рекорд был побит ещё вдвое. Впрочем, рекордная смена была спланирована заранее (перепроверено состояние компрессоров и молотков, организован вывоз угля, проведено освещение забоя); к тому же пропаганда приписывала весь добытый тройкой уголь одному только Стаханову. Но, в любом случае, подобные эксперименты (проводившиеся и на других шахтах) постепенно приводили к улучшению организации труда — а значит, и к повышению общей производительности.

Биография Править

С 1927 работал на шахте «Центральная-Ирмино» в г. Ирмино (Донбасс) тормозным, коногоном, отбойщиком. С 1933 работал забойщиком на отбойном молотке. В 1935 окончил на шахте курсы забойщиков.

В ночь с 30 на 31 августа 1935 за смену (5 ч. 45 мин.) добыл 102 т угля при норме в 7 т, в 14 раз превысив норму и установив рекорд. По официальной версии, причина небывалого достижения Стаханова заключалась в умелом владении отбойным молотком, который сам по себе был в те годы чудом современной техники. До этого дня в забое одновременно работали несколько человек, которые вырубали при помощи отбойных молотков уголь, а затем, чтобы избежать обвала, укрепляли брёвнами свод шахты. За несколько дней до установления рекорда в беседе с забойщиками Стаханов предложил кардинально изменить организацию труда в забое. Забойщика необходимо освободить от крепежных работ, чтобы он только рубил уголь. «Если разделить труд, то можно за смену не 9, а 70-80 тонн угля нарубить» — заметил Стаханов. 30 августа 1935 года в 10 час. вечера в шахту спустились Стаханов, Машуров, Петров и редактор шахтной многотиражки Михайлов. Включили время отсчета начала работы. Стаханов уверенно вгрызался пикой отбойного молотка в угольный пласт. Он рубил с исключительной энергией и мастерством. Крепившие за ним Щиголев и Борисенко намного отставали. Несмотря на то, что Стаханову нужно было прорубить 8 уступов, перерезав в каждом куток, что занимало много времени, за 5 часов 45 минут работа была выполнена. Когда подсчитали результат, все ахнули: Стаханов нарубил 102 тонны, выполнив 14 норм и заработав 220 руб.

Так родилась новая технология труда, давшая возможность максимально использовать технику, в данном случае отбойный молоток, и увеличить производительность труда. Стаханов пошел на штурм не только пласта, но и застарелых норм и планов, стиля управления производством.

Примеру последовали на других шахтах Донбасса, затем в других областях производства. Появилось поощряемое коммунистической партией движение последователей — стахановцев. Похожие пропагандистские кампании были позже развёрнуты и в других социалистических странах.

В 19361941 учился в Промакадемии в Москве. В 19411942 начальник шахты № 31 в Караганде. В 19431957 работал начальником сектора социалистического соревнования в Народном комиссариате угольной промышленности СССР в Москве. В 1957 вернулся в Донецкую область, до 1959 был заместителем управляющего трестом «Чистяковантрацит», с 1959 помощник главного инженера шахтоуправления № 2/43 треста «Торезантрацит».

С 1974 года — на пенсии. Свои последние месяцы провёл в психиатрической клинике.

Умер Стаханов 5 ноября 1977 года на 72-м году жизни от лёгочно-сердечной недостаточности[1]. Похоронен на городском кладбище в г. Торезе Донецкой области.

Память Править

  • С 1935 по 1947 год город Жуковский назывался Стаханово.
  • 15 февраля 1978 года город Кадиевка был переименован в Стаханов.
  • Имя Стаханова присвоено двум шахтам в Донбассе и в Кузбассе, ПТУ № 110 в городе Торезе, где много раз выступал Стаханов.
  • Его именем названа улица в городе Торезе, на которой располагался дом А. Г. Стаханова и мост в городе Риге.
  • Учреждено 26 стипендий им. Стаханова А. Г. для лучших учащихся профессиональных училищ республики.[2]

Награды и Звания Править

  • Награжден орденом Ленина, по решению Политбюро ЦК ВКП (б) принят в члены партии без кандидатского стажа (1936).
  • Указом Президиума Верховного Совета СССР от 23 сентября 1970 года был награждён вторым орденом Ленина и удостоен звания Героя Социалистического Труда.
  • Награждён орденом Трудового Красного Знамени и медалями.

Интересные факты Править

  • В августе 2010 года рекорд Стаханова, правда, самый первый, уже давно и неоднократно побитый, был превышен донецким шахтёром Сергеем Шемуком.[3][4]

Библиография Править

  • Стаханов А. Г. Жизнь шахтерская. — К:Политиздат, 1986.
  • Сапицкий К. Ф. Уголь: повесть, рассказы, юморески, пьеса об Алексее Стаханове. — Донецк,1999. — 124с.

Галерея Править

Примечания Править

Ссылки Править

Также на ФЭНДОМЕ

Случайная вики