ФЭНДОМ

Шахта "Новодзержинская" (шахта № 12) расположена на северозападной окраине города Дзержинска, в трех километрах на восток от станции Кривой Торец железнодорожной магистрали Харьков-Константиновка-Мариуполь.

В дореволюционное время шахта № 12 принадлежала Андрею Илларионовичу Агаркову, 1863 года рождения, жителю села Щербиновка.На основании официальных данных за 1911 год известно, что на территории Щербиновского рудника дыли копь Ф.Агарков и копь А. и Ф. Агарковых.на копях добыто 16 300 тонн угля.В справочнике за 1912 год значится каменноугольные рудники братьев А. и Ф. Агарковых в Горловском горном округе Екатеринославской губернии Бахмутского уезда Железнянской волости, близ Щербиновского хутора, в шести верстах от ст. Кривой Торец Южной ж.д.На рудниках разрабатывается паровой и кузнечный уголь.

Земли с залежами угля, на которых возник Щербиновский рудник, принадлежали крестьянам села Щербиновка,которые сдавали в аренду или продавали свои земли предпринимателями, или вели добычу угля сами в мелких крестьянских шахтах в окрестностях Щербиновского рудника.

Помимо крупной шахты "Центральная", принадлежавшей обществу французских капиталистов и от которых ведет начало нынешняя шахта им. Ф. Э. Дзержинского, насчитывали десятки мелких шахт, которые именовались по фамилии их владельцев.Одним из крупных разбогатевших шахтовладельцев и был А.И. Агарков,кторому принадлежало в разные годы несколько таких шахт, что подтверждается их названиями на имеющихся планах горных работ.

В послевоенное время эти две шахты под номерами 11 и 12 и еще одна - приобретенная Агарковым у шахтовладельца Варшавского - образовали шахту № 12, входившую в состав Щербиновского рудоуправления треста "Артемуголь".

В тринадцатые годы шахта № 11-12 как самостоятельная производственная единица подчинилась тресту "Дзержинскуголь" с суммарной суточной добычей 660 тонн(1940г.) В годы Великой Отечественной войны шахта была разрушена.На её восстановлении работали женщины и дети, горняки, отозванные с фронта.До конца шахта не восстанавливалась из-за незначительных остатков запаса угля в отведенных технических границах шахты.

Шахта № 12 работала в 1948 году с самым простым технологическим комплексом для отработки запасов через имевшиеся вертикальный ствол глубиной 140м и ступень уклонов до гор. 302м.Разрабатывались и пласты на шахте № 10. После этого "двенадцатая" должна была перебазироваться незаконсервированную новую шахту.

В 1954 году параллельно с работой шахты №12-бис на новой промплощадке начато строительство шахты "Новодзержинская", а в 1956 году вновь пройденные стволы поставлены на мокрую консервацию в связи с недостаточной разведанностью запасов шахтного поля.К этому времени шахта № 12 практически отработала запасы угля в утвержденных границах.

Тем не менее в начале 60-х механическая служба именно этой шахты стала инициатором движения за удлинение межремонтной службы горной техники среди предприятий треста "Дзержинскуголь".

В 1960 году трест "Артемгеология" закончил доразведку запасов шахтных полей по Дзержинскому глубокому комплексу, и Госкомиссия по запасам при Совете Министров СССР утвердила запасы угля по этим полям и сочла возможным продолжение строительства шахты "Новодзержинская". Но и на этом "мытарства" будущей шахты не закончились.

В апреле 1970 года шахты 10 и 12 были объединены с шахтой № 1-1-бис в одно шахтоуправление, получившее название "Торецкое". И только в 1972 году был выполнен проект "Вскрытие и подготовка горизонта 502 метра"шахты № 12-бис с использованием отводов законсервированной шахты "Новодзержинская", и в 1978 году начато строительство нового горизонта 502 метра.В помощь им для строительства верхнего горизонта 452 м на шахте организовали мощный участок ОКР. Более десяти проходческих бригад ежемесячно одолевали по километру горных выработок.За месяц осваивалось более 1 миллиона рублей.

Задачей этого участка было соединить выработки шахты №12-бис с вновь пройденными стволами.Это было непростое и ответственное дело - историческая сбойка двух подземных инженерных сооружений. Вся шахта с напряжением следила за исходом подземной операции.Старый опытный маркшейдер Л. К. Носаль "вывел" бригаду проходчиков Н. М. Семилета в точно назначенную точку, пройдя 800 метров квершлага. Соединение двух шахт до сих пор считают одной из самых удачных и талантливых проявлений мастерства горняков.

Впервые в практике строительства шахт Центрального района Донбасса монтажники бригады В. К. Кудренко из девятого управления треста "Горловскуглестрой" сначала полностью собрали копер, а затем это сооружение весом 270 тонн и высотой 57 метров "надвинули" на скиповой ствол с помощью лебедок и гидродомкратов. Операция прошла за три часа и была выполнена ювелирно, сократив за счет уникального эксперимента сроки выполнения работ более чем на полгода.

6 ноября 1981 года, на два месяца ранее срока, был введен в строй первый в XI пятилетке важный объект угольной промышленности Донецкой области. Этот день стал вторым днём рождения шахты и именно поэтому в 2001 году одновременно отмечается 90-летие прародительнице - шахте № 12 и 20-летие её продолжательнице - шахте "Новодзержинская". Ввод в строй новых производственных мощностей позволил коллективу шахты увеличить добычу высококачественного коксующегося угля на 250 тысяч тонн в год.

На рубеже 70-80-х годов шахта стала мощно наращивать темпы угледобычи. Шла смена поколения,приходили новые рекордсмены и руководители.Это были времена трудовых побед, достойных наград и чествований.Две пятилетки подряд шахта завершила досрочно.

До 1989 года шахта работала в постоянном 1000-тонном суточном режиме, а последние пять лет перед забастовкой перестала, наконец, "вытягивать" годовой план за счет работы в выходные дни. К этому времени добыча угля на большинстве участок была механизирована.На всех пластах,за исключением очень сложного "Мазурка", использовались комбайны "Кировец", а в проходке - 4ПП-2. В 1983 году на участке 38-460 был внедрен комбайн "Поиск-1". Уже тогда 100 метров выработок впервые закрепили анкерной крепью. Но наступил печально известный 1989 год...

К сожалению,забастовка перевернула многое. Вновь на добычу отбойными молотками, выбив при этом большие расценки, но потеряв в производительности и интенсивности труда. Тем не менее, и в эти годы на шахте пусть реже, но ставились рекорды угледобычи и скоростной проходки.

В 1996 году на волне объявленной в Украине реструктуризации угольной промышленности шахта "Новодзержинская" вышла из состава производственного объединения "Дзержинскуголь". Вышла необычно. Не из жажды экономической свободы и самостоятельности, как это случилось с другими,а под флагом научно-производственного объединения Донецкого политехнического института как учебная действующая шахта. Действительно,здесь была и есть прекрасная школа для геологов, маркшейдеров, всех специалистов, работающих в Центральном Донбассе. В геологическом отношении поле шахты является одним из самых сложных, так как расположено в замковой части главной антиклинали Донбасса. Залегание пород неспокойное, имеются крупные технологические нарушения. Углы падения колеблются от 10 до 40 градусов.Достаточно сказать, что одна половина лавы может иметь угол 50 градусов, а другая - 12. Там уступ, тут - конвейер. Но по тем или иным причинам шахта так и не стала учебным полигоном, хотя и не потеряла своей самостоятельности.

Сейчас перед коллективом шахты стоит глобальная задача - строительство нового горизонта 530 метров. Только он даст возможность шахте жить в благополучии.Поэтому руководство и коллектив шахты прилагает все силы, чтобы продлить жизнь шахты, обеспечить её жизнедеятельность.

Также на ФЭНДОМЕ

Случайная вики