ФЭНДОМ

Zasyadko

Шахта им. А.Ф. Засядько - угледобывающее предприятие, расположена в г. Донецке.
Сдана в эксплуатацию в 1958 году с проектной мощностью 1200 тыс. тонн угля в год. Названа в честь министра угольной промышленности СССР Александра Засядько, занимавшем этот пост в 1949-1955 годах. В состав арендного предприятия «Шахта им. А.Ф. Засядько» входят: ордена Ленина шахта им. А.Ф. Засядько; центральная обогатительная фабрика «Киевская»; агрофирма «Шахтер»; промышленно-торговые комплексы «Шахтер» и «Донецкий»; пансионаты «Солнечный камень» (пос. Морское, АР Крым) и «Сосновый бор» (г.Святогорск); гостиница «Олимп». Всего на предприятии работает 20тысяч человек.

Zasyadko1

А.Ф.Засядько

Править

История Править

[1]

Технические характеристики Править

Геологическая характеристика шахтного поля Править

Шахтное поле расположено в центральной части Донецко-Макеевского геолого-промышленного района. В геологическом строении принимают участие отложения среднего карбона свит С25 , С26 и С27 , которые представлены чередующимися различными по мощности слоями песчаников, алевролитов и аргиллитов, вмещающих сравнительно маломощные пласты известняков и углей.
В структурном отношении шахтное поле расположено в юго-западном крыле Кальмиусс-Торецкой котловины, в висячем крыле регионального Французского надвига и приурочено к крупному тектоническому блоку между двумя флексурными складками Ветковской и Чайкинской, сопровождаемой Григорьевским надвигом.
Разрывные нарушения представлены надвигами с преобладающей амплитудой смещения 10 - 25 м и имеющими значительные зоны влияния (до 300 м), оказывающих существенное осложнение на ведение горных работ.
Простирание угленосной толщи близкое к субширотному, в районе флексур – северо-восточное с падением на северо-запад под углами от 3 - 4° до 12 - 18°. В зоне флексурных складок углы падения пород достигают 60°.
В настоящее время шахтой разрабатываются пласты m3, l4, по пластам l1 и k8 работы не ведутся.

Пласт m3 Править

В пределах шахтного поля пласт имеет двухпачечное строение общей мощностью 1,3 - 2,4 м. Угольный пласт почти повсеместно подвержен размывам шириной до 10 м и протяженностью 50 - 100 м. Непосредственно над пластом залегает аргиллит мощностью 8 - 12 м. По данным горно-эксплуатационных работ породы кровли характеризуются от весьма неустойчивых (Б1) до малоустойчивых (Б23). Основная кровля пласта легкообрушаемая (А1). Непосредственной почвой пласта служат преимущественно алевролиты, которые характеризуются как среднеустойчивые.

Пласт l4 Править

В пределах шахтного поля пласт простого и двухпачечного строения мощностью 0,9 - 1,20 м. Непосредственная кровля пласта представлена аргиллитом и алевролитом мощностью 0,1 - 0,5 м, на контакте с пластом расслоенные до сыпучего состояния, обрушаются вслед за выемкой угля по всему рабочему пространству. Весьма неустойчивые и неустойчивые (Б1 и Б2). Основная кровля среднеобрушаемая (А2). Непосредственная почва пласта представлена алевролитом и аргиллитом. Все угольные пласты газоносны. Природная газоносность всех пластов высокая: от 8 до 26 м3/т.с.б.м. На основании фактической выбросоопасности шахтного, геологоразведочного и геофизического прогнозов отнесены к опасным по выбросам:

  • пласт m3 с отметки “-700 м”
  • пласт l4 с отметки “-400 м”
  • пласты l1 и k8 с глубины 400 м

Все слои песчаников с глубины 600 м отнесены к выбросоопасным. Геотермические условия шахтного поля сложные. По степени самовозгораемости угли пластов m3 и l1склонны к самовозгоранию. Угольная пыль всех пластов взрывоопасна. По сложности геологического строения шахтное поле отнесено к первой группе месторождений в соответствии с классификацией ГКЗ.

Границы шахтного поля Править

Утвержденными техническими границами шахты им.А.Ф.Засядько являются:

  • по восстанию – ломаная линия сложной конфигурации, повторяющая контур старых работ шахт “Владимир”, имени Горького, №8 “Ветка” и границы годного угля;
  • по простиранию:
    • на западе – условная линия, общая с полями шахт “Панфиловская” и “Октябрьская”;
    • на востоке – условная линия, общая с полями шахт “Красногвардей-ская” и им. К.И.Поченкова;
  • по падению – по пласту m3 изогипса -1400 м, по всем остальным пластам изогипса -1200 м.

При подсчете запасов принята минимальная мощность 0,55 м и максимальная зольность до 40%.

Вскрытие шахтного поля Править

Шахтное поле вскрыто семью вертикальными стволами на четырех промплощадках.

  1. Центральная промплощадка:
    1. скиповой ствол №1 – до горизонта 529 м, оборудован двумя скипами 12 м3 и двумя 17 м3;
    2. клетьевой ствол №2 имеет два горизонта 529 м и 802 м, оборудован двумя двухэтажными клетями и лестничным отделением;
    3. клетьевой ствол №3 – до горизонта 529 м, оборудован двумя двухэтажными клетями и аварийным подъемом на 3 человека.
  2. Восточная промплощадка:
    1. восточный вентиляционный ствол №1 имеет два горизонта 875 м и 1078 м, оборудован двумя одноэтажными клетями и аварийным подъемом на 5 человек;
    2. восточный воздухоподающий ствол №1 – до горизонта 1078 м, оборудован тремя двухэтажными клетями.
  3. Западная промплощадка:
    1. западный вентиляционный ствол №1 – до горизонта 529 м, оборудован одноэтажной клетью на 3 человека;
  4. “Яковлевская” промплощадка:
    1. восточный воздухоподающий ствол №2, сбит горными работами на гор.1235 м, находится в стадии оснащения;
    2. восточный вентиляционный ствол №3, сбит горными работами на гор.1235 м, находится в стадии оснащения;
  5. “Григорьевская” промплощадка:
    1. восточный вентиляционный ствол №2, находится в стадии оснащения, сбит горными работами до гор.1078 м

Подземный транспорт Править

Транспортировка горной массы от очистных и подготовительных забоев до скипового ствола полностью конвейеризирована. По главным конвейерным выработкам смонтированы и эксплуатируются ленточные конвейеры 4ЛЛ-1200д, 3Л-100У и 2ЛТП-1000, КЛШ-120,по участковым выработкам: 2ЛТП-1000, 1Л-100К и ЛТП-80. На пересечении конвейерных линий устроены бункера емкостью от 100 до 800 м3. Порода от проведения и ремонта горных выработок в вагонетках ВГ-3,3 выдается на поверхностный опрокид и автотранспортом доставляется на террикон. Транспортировка породы и материалов по горизонтальным выработкам производится шахтными электровозами АМ-8Д и 2АМ-8Д, по участковым выработкам – напочвенными дорогами ДНК.
По гор.1078 м откатка грузов и материалов производится дизелевозами ДГ-70Д.2. По наклонным выработкам откатка ведется с помощью лебедок Ц-2,5, Ц-2, Ц-1,6 и ЛВ-25.
Доставка людей к рабочим местам осуществляется грузо-людскими конвейерами и спецвагонами.

Вентиляция. Дегазация Править

Совместным приказом по АП "Шахта им.А.Ф.Засядько" и территориального управления Госнадзорохрантруда Украины шахта отнесена к категории, опасной по внезапным выбросам.
Разрабатываемые в настоящее время пласты m3, l4, опасны по внезапным выбросам, опасны по взрывчатости угольной пыли, не опасны по горным ударам.
Способ проветривания шахты: всасывающий, схема проветривания – центрально отнесенная.
Проветривание шахты осуществляется тремя вентиляторами главного проветривания:

  • скиповой ствол №1 ВЦД-31,5;
  • восточный вентиляционный ствол №1 – ВЦД-47у;
  • западный вентиляционный ствол №1 – ВЦД-31,5.
  • восточный вентиляционный ствол №3—ВЦД-31,5

Общее количество воздуха, подаваемого в шахту, – около 40 тыс. м3/мин.
Проветривание очистных забоев осуществляется по:

  • возвратноточной схеме с отводом метана по неподдерживаемым выработкам;
  • прямоточной схеме с подсвежением и без подсвежения.

Проветривание подготовительных забоев осуществляется вентиляторами местного проветривания ВМП-6, ВМ-10, ВМЭ-2/10 и ВМЦ-8, через трубопроводы диаметром 800, 1000 и 1200 мм. Совместно с институтом МакНИИ разработан и реализуется “Проект дегазации шахты им.А.Ф.Засядько”. Дегазация пласта m3 осуществляется скважинами, пробуренными в породы кровли и почвы с подключением скважин к дегазационным трубопроводам, проложенным по выработкам. По участковым выработкам проложены трубопроводы d530 мм и, по главным выработкам и стволам проложены трубопроводы d630 мм. Дегазация осуществляется 4-мя поверхностными вакуумнасосными, оборудованными 27 насосами ВВН-2-150.

Водоотлив Править

Общий приток в действующие горные выработки составляет 600 - 650 м3/час. Выдача воды на поверхность осуществляется из центрального водосборника на гор.529 м по клетевому стволу №2 насосами ЦНС 300х600 м3/час. В центральный водосборник вода перекачивается по системе перекачных водоотливов с горизонтов 802 м, 1078 м и 1235 м насосами ЦНС 300х360.

Очистные работы Править

Очистные работы ведутся одновременно на 2 пластах двумя очистными забоями, оборудованными механизированными крепями 3МКД-90, ДМ, комбайнами 1ГШ-68 и УКД – 200/250 Транспортировка отбитого угля по лавам производится конвейерами СП-301 и СП-326.

Подготовительные работы Править

Проведение выработок осуществляется комбайнами типа П-110, П-220 и КМП-32, а также буровзрывным способом с применением породопогрузочных машин ПНБ-3Д, МПК и ППМ и установок УБШ-313, УБШ-250. При креплении выработок используются металлические арочные крепи КМП-13,8, 16,4, 18,3, 23,2 и КМП-5АС-19,1, 23,2. Шаг установки крепи 0,5 - 0,65 м, используется железобетонная затяжка и металлическая сетка. Среднее сечение проводимых выработок 16,4 м2 в свету.

Использование добываемого угля Править

Весь добываемый уголь проходит обогащение на ЦОФ “Киевская”, входящей в состав предприятия, и в виде готового угольного концентрата направляется потребителям. В числе основных потребителей угольного концентрата практически все коксохимические заводы Украины – Алчевский, Мариупольский, Ясиновский, Макеевский, Донецкий, Криворожский, Горловский.
Поставки угольного концентрата на экспорт незначительны (до 3 процентов).

Прирезка дополнительных запасов, сооружение 3-х новых вертикальных стволов глубиной более 1000 м позволили продлить жизнь шахты еще на 50 лет. Объем добычи угля составляет 3,5-4,0 млн. тонн в год. Шахта им. Засядько считается одной из наиболее опасных не только в Украине, но и в мире. Работы в подземных выработках (лавах) ведутся на глубине до 1304 метров.
Шахта разрабатывает пласты мощностью от 0,8 м до 2,0 м, опасные по внезапным выбросам угля и газа, склонные к самовозгоранию. На таких тонких пластах добыча угля не ведется больше нигде в мире, кроме Германии. Да и там объемы добычи ограничиваются 30-тью миллионами тонн в год, в то время как Украина, за вычетом зольности, приближается к уровню в 65 миллионов тонн. Также для шахты им.Засядько характерны внезапные выделения газа (метана) и взрывчатость угольной пыли.

Zasyadko2

Ствол шахты Засядько, примыкающий к Щегловскому кладбищу

Аварии Править

  • 24 мая 1999 года — в результате взрыва погибли 50 человек, травмы получили 40 человек.
  • 19 августа 2001 года — взрыв газо-воздушной смеси в сочетании с угольной пылью унес жизни 55 человек. Были травмированы 34 человека, пропали без вести 10 человек.
  • 31 июля 2002 года — в результате взрыва погибли 20 человек, травмы получили два человека.
  • 20 сентября 2006 года — в результате отравления метаном погибли 13 человек, травмы получили несколько десятков человек.
  • В результате трех взрывов в ноябре-декабре 2007 года погибло 106 человек, еще 156 шахтеров было ранено – это крупнейшая авария за всю историю Украины по количеству жертв:
    • 18 ноября 2007 года на горизонте 1078 метров произошел взрыв метано-воздушной смеси. По данным МЧС, в момент аварии под землей находились 456 горняков, в том числе на аварийных участках - 186. В результате взрыва погиб 101 шахтер.
    • 1 декабря 2007 года – в результате второго взрыва пострадало 52 шахтеров, состояние 35-ти человек – средней тяжести, 9-ти – тяжелое.
    • 2 декабря 2007 года – погибло 5 горноспасателей, еще 66 пострадавших были госпитализированы. 3 декабря технический совет на шахте им. Засядько принял решение затопить целый ряд аварийных выработок выемочных участков 13-й зап. лавы пл. l1 и 13-й вост. лавы пл. l1 на горизонте 1078 метров.

Погибших шахтёров обычно хоронят на Щегловском кладбище в 60 метрах от восточного воздухоподающего ствола №1.

Шахта им. Засядько по уровню обеспечения безопасности считается, чуть ли не самой оснащенной в отрасли. Дорогостоящая программа дегазации шахты началась после аварии 1999 года. С тех пор здесь было запущено двенадцать газогенерирующих установок, которые отбирают газ из забоев и отправляют его на хозяйственные нужды. Однако именно с шахтой им. Засядько связаны самые страшные аварии в угольной отрасли. Газо-воздушная смесь становится взрывоопасной при повышенной концентрации в ней метана. При этом концентрация метана измеряется специальными приборами, которые в случае превышения показателей отключают оборудование, и добыча угля приостанавливается, пока не проветрится шахта.

Хочешь зарабатывать деньги — смотри сквозь пальцы на технику безопасности. Вот и ставим перемычки на приборы, отслеживающие уровень метана... А перемычки иногда и загораются. Вот тебе и взрывы.
Чаще всего приборы, измеряющее метан, попросту кладут на землю (там содержание вредного газа меньше), если же и это не помогает — отключают. Также раньше была распространена практика вешать фуфайку на прибор. На тех, кто не хочет это делать, быстро находят управу.[1]

Примечания Править