ФЭНДОМ

Сайт переехал.
Новый адрес сайта

Шахтерский труд издавна был одним из самых опасных и тяжелых. Неудивительно, что горняки мечтали о вмешательстве сверхъестественных сил, которые спасли бы их от жестокости хозяев, а иррациональные подземные пейзажи, угнетающая тишина и спертый воздух рождали странные видения и легенды о горных духах, которые могли помочь в нелегком труде, указав на драгоценную жилу, а порой и разобраться с несправедливыми надсмотрщиками. Истории о существах, живущих под землей и связанных с добычей полезных ископаемых, присутствуют в мифологии самых разных стран, но при всей своей разности чем-то они, конечно, похожи.

00099kqw

Кобольд

0009ahrh

Никель

Lola

Лола

Stukanets

Стуканец

El Tio

Эль Тио – дьявол, которому поклоняются шахтеры Боливии. [1]

C08 24621777

Шахтеры несут статую святого Лоренцо перед службой у шахты в Копиапо

У нас Править

Шубин Править

Основная статья: Шубин

Синий заяц Править

Говорят, того, кому он покажется в шахте, непременно ждет счастье. Появление персонажа можно объяснить следующим образом: когда метан выделяется из газоносного пласта и воспламеняется, маленькое облачко синего пламени как бы скачет по выработке. При этом метан не обязательно должен взорваться — для этого требуется определенная его концентрация.

Хозяйка медной горы Править

Было бы странно, если б на горном Урале, который с 17-го столетия стал центром мирового масштаба по добыче и обработке камней и металлов, не существовало бы собственных духов-хранителей. Тем более, что условия к этому располагали – удивительное неиссякаемое богатство северных копей казалось чем-то волшебным, а суровые условия содержания крепостных рудокопов располагали к стремлению отыскать путь избавиться от барского оброка поскорее. Здесь самым честным и добрым шахтерам могла помочь Медной горы хозяйка – таково имя уральского горного духа, властвовавшего над самоцветными кладовыми. Сказы фольклориста Бажова описывают ее как высокую, красивую женщину, не молодую и не старую – но невыразимо прекрасную, с матово-белой кожей и черными как смоль волосами. Наряд ее соткан из малахита, усыпан драгоценными камнями и бриллиантами, а живет она в толще горы, в каменном саду, где растут деревья из мрамора и змеевика, а над малахитовыми колокольчиками порхают золотые пчелки. Приглянувшемуся работнику Хозяйка показывала, где скрывается самый лучший камень, а порой и освобождала от барина – однако симпатии горной девы не приносили счастья, и все, кого она одаривала милостью, быстро чахли в людском мире, не в силах забыть сияния ее подгорных чертогов.

У них Править

Кобольд Править

В мифологии Северной Европы являлся духом шахты. Описание внешности похоже на гнома, однако, в отличие от гномов, кобольды не занимались горным ремеслом, а лишь жили в шахтах. Иногда их называют стуканцами, потому как считается, что именно они стучат ногами, бегая по выработкам. Обычно кобольды одеты как шахтеры, имеют рыжие как огонь (иногда в прямом смысле светящиеся) бороды. Всегда носят с собой лампу. Могут помочь выйти заблудившемуся шахтеру или наоборот завести его в самую темную заброшенную штольню. Сами никогда не покидают шахту, однако могут общаться с крысами и иногда могут отправлять их на поверхность. Боятся солнца и, как большинство подземных жителей, превращаются в камень с первым его лучом.
Кобольд, злобный дух. Этот дух заколдовывал серебряную руду. При попытке её плавить выделялся ядовитый газ, который убивал людей. Лишь в XVIII веке выяснили, что Кобольд совершенно ни при чём, а при чём металл — кобальт (назван тоже по имени духа), минералы которого смахивают на серебрянную руду, но в ней часто встречаются соединения ядовитого мышьяка.

Никель Править

Был он грозой всех австрийских и немецких горняков. Николашка — по-немецки «Никель» (он же «Медный дьявол») — заколдовывал медную руду так, что все попытки выплавить из неё медь оказывались напрасными. Горняки побаивались Николашки и всячески старались его задобрить, носили пиво и сладости в шахты и так далее. Как они выяснили позже — напрасно, ибо руда которую они нашли, содержала совершенно другой металл, который так и назвали — никель, по имени шкодливого старикашки.

Лола (La Lola) Править

Шахтеры Кольчагуа (Чили) рассказывают старую легенду о том, как группа друзей отправилась на поиски медной жилы в Анды. Один из них недавно женился и взял молодую жену с собой. После месяцев страданий и скитаний в поисках месторождения шахтерам наконец повезло — медная жила была найдена. Однако вместо богатства и счастья находка принесла лишь новые страдания — один из друзей из зависти и жадности убивает другого. Осознав ужас своего поступка, он пускается в бега, а молодая вдова клянется отомстить убийце. В погоне за виновником несчастья девушка углубляется все дальше в горы, появляясь то на одной шахте, то на другой.
Уже давно нет в живых этой девушки и могила ее неизвестна, однако призрак ее, обреченно бредущий по бесконечным подземным галереям, волоча за собой деревянный гроб, до сих пор является шахтерам, которые нежно и сочувственно называют ее Лола — «девочка». Часто появлениe Лолы служит дурным предзнаменованием и предупреждает об обвалах и других бедах на шахте.

Коблинай Править

Под общим названием коблинай известны духи, обитающие в шахтах, каменоломнях и в пещерах Уэльса. Коблинай соответствуют классическим гномам. Под этим названием валлийские шахтеры знают маленьких демонов, которые обитают в шахтах и указывают легким постукиванием или шорохом местонахождение богатых рудных жил. Эти демоны обитают в тех местах, где лежат подземные богатства, а также в пещерах и укромных горных ущельях.
Ростом коблинай в пол-ярда и очень уродливы на вид, зато добродушны и дружелюбны к горнякам. Наряд их напоминает одежду шахтера, они носят с собой маленькую кирку, молоток и фонарик. Они усердно трудятся, нагружая руду в ведра, бегают по штрекам, крутят крошечные лебедки и стучат как сумасшедшие, но толку от их работы нет. Если горняк болтает о них попусту, они со злости швыряют в него камни, но и от камней этих никому вреда не бывает. Однако горняки стараются не раздражать коблинай, потому что их появление приносит удачу.
Родичи коблинай встречаются и в других странах. В Германии это вихтляйн, маленькие длиннобородые человечки ростом меньше локтя, обитающие в копях южных земель страны. Богемцы называют их хаусшмидтляйн, маленькие домашние кузнецы, потому что они порой стучат своими молоточками, словно молотом по наковальне.

Стуканцы (Knockers) Править

Частный случай коблинай, горные духи у шахтеров Уэльса. Искусные рудокопы, которым известно местонахождение каждой жилы в толще скал. Порой можно слышать, как они стучат своими молоточками в заброшенных штольнях. Если кто-то из людей придется стуканцам по нраву, они подскажут, где стоит копать. По преданиям, с помощью стуканцов многие рудокопы и впрямь находили богатые жилы. Кроме того, они предупреждают об опасности — принимаются стучать дробно, вразнобой, или же кто-то из них садится у входа в штольню и принимается громко стонать.
В награду за то, что они приносят удачу, их следует подкармливать и раз или два в год шить им новую одежду.
Стуканцы терпеть не могут, когда в шахте свистят или ругаются. Зато очень любят смех и веселье, а свист доводит их до такого безумия, что они даже могут свернуть свистуну шею.
По некоторым источникам стуканцы — духи евреев, трудившихся когда-то в шахтах (этих евреев отправили под землю в наказание за то, что они принимали участие в распятии Христа.

Эль Тио Править

Шахтерский бог в странах Южной Америки.

Святой Лоренцо Править

Покровитель горняков в странах Латинской Америки.

Примечания Править

  1. Фигура сделана из глины в одном из тупиковых забоев около пятидесяти лет назад. Настоящие рога и козлиная бородка, резиновые сапоги и перчатки. На руках и вокруг фаллоса – листья коки, которыми шахтеры угощают Тио.

Также на ФЭНДОМЕ

Случайная вики