ФЭНДОМ

K-Westerholt077
Шахтный подъем
(шахтная подъемная установка) — основной транспортный комплекс, который связывает подземную часть шахты (рудника) с поверхностью, предназначена для выдачи на поверхность полезных ископаемых и получаемой при проходке горных выработок породы, спуска и подъема людей, транспортирования горношахтного оборудования и материалов, а также осмотра армировки и крепления ствола шахты.

Подъемная установка состоит из подъемного оборудования и горнотехнических сооружений.

68
К подъемному оборудованию
относятся подъемная машина с приводом, канаты, копровые и отклоняющие шкивы, подвесные и прицепные устройства, парашюты, подъемные сосуды, посадочные устройства для клетей (кулаки, качающиеся площадки, брусья), загрузочные и разгрузочные устройства.

К горнотехническим сооружениям относятся сооружения, которые расположены в околоствольном дворе (загрузочный бункер и камера для опрокидывателя на скиповом п

одъеме или приемно-отправительная площадка на клетевом подъеме); ствол шахты, оборудованный направляющими проводниками для подъемных сосудов на вертикальном подъеме или рельсовыми путями для вагонеток или скипов на наклонном подъеме; надшахтные сооружения, состоящие из копра и приемного бункера для разгрузки подъемных сосудов на скиповом подъеме или надшахтное здание с приемными площадками и откаточными путями на клетевом подъеме, здание подъемной машины.

Установки шахтного подъёма различают:

  1. По назначению:
    • главные (для подъёма полезного ископаемого, а также породы на поверхность);
    • вспомогательные (для подъёма и спуска людей и различных грузов);
    • проходческие (при проходке и углубке стволов шахты);
    • инспекторские или аварийные (для ревизии ствола и подъёма людей в аварийных случаях).
  2. По типу подъёмных сосудов— клетевые, скиповые и бадьевые.
  3. По уравновешиванию массы подъёмных канатов:
    • система неуравновешенная;
    • статически уравновешенная;
    • динамически уравновешенная.
  4. По типу органов навивки подъёмного каната:
    • с постоянным радиусом навивки (цилиндрические барабаны, шкивы трения);
    • с переменным радиусом навивки (бицилиндроконические барабаны).
  5. Порасположению относительно земной поверхности:
    • поверхностные;
    • подземные.
  6. По углу наклона ствола:
    • вертикальные;
    • наклонные до 30º;
    • наклонные свыше 30º.
  7. По высоте подъема:
    • не глубокие до 500м;
    • средней глубины 500-1000м;
    • глубокие 1000-1500м;
    • сверхглубокие более 1500м.
  8. По количеству сосудов:
  • однососудные;
  • двухсосудные;
  • сосуды с противовесом.

История развития

Для выдачи на земную поверхность полезного ископаемого, породы, а также для спуска и подъе­ма людей, различного оборудования и материалов на шахтах и рудниках используют специальные шахтные (рудничные) подъемные установки. Прообразом подъемных установок были примитив­ные ворота с пеньковым канатом. Этапы развития привода при спуско-подъемных операциях были следующие - мускульный, конный, паровой. На смену им начали применять электрический дви­гатель. В связи с развитием привода подъемных машин появилась возможность обеспечить прове­дение горных работ на все больших глубинах, что обусловило также необходимость совершенство­вания технологии сооружения и оснащения шахтных стволов, учитывать все более увеличивающу­юся их протяженность. Современные подъемные установки вертикальных стволов являются круп­нейшими инженерными сооружениями горного предприятия. Шахтный подъем относится к энергоемким и ответственным комплексам угольных шахт и рудни­ков. Мошность привода шахтного подъема составляет свыше 500 кВт.

Литература:

  1. Шахтный подъем: Научно-производственное издание/ Бежок В. Р., Дворников В. И., Манец И. Г., Пристром В. А.; общ. ред. Б. А. Грядущий, В. А. Корсун. - Донецк: ООО «Юго-Восток, Лтд», 2007. - 624 с, 494 ил. , 233 библиогр.

  2. Техническое обслуживание и ремонт шахтных стволов: Научно-производственное издание/ Под общей редакцией Сторчака С.А. - Донецк: ООО «Юго-Восток, Лтд», 2007. - 596 с, 473 ил. , 667 библиогр.

Также на ФЭНДОМЕ

Случайная вики