ФЭНДОМ

Герб Шахтёрска

Герб Шахтёрска

Shahtarsk-Don-Raion

Шахтёрск на карте Донецкой области

Шахтёрск (укр. Шахтарськ) (до 1953 пгт Катык) — город областного значения, районный центрв Донецкой области Украины. Входит в Торезскую агломерацию.
Дата основания 1764 г. Город с 1958 г. Прежние названия: Алексеево-Орловка, Катык, Ольховчик.
Площадь: 40,8 км²

История Править

Основан в 1764 году как слобода полковника Орлова Алексеево-Орловка в Области Войска Донского, насчитывающая в 1801 году 950 жителей, позже слился с посёлком Ольховское (основан в 1784 году, насчитывал в 1801 году 239 человека). Жители в основном занимались земледелием. Население слободы неуклонно возрастало, и к 1891 году здесь проживало 6 795 жителей и 671 иногородних. С конца XVIII века в этой местности стали добывать уголь (в 1865 году имелось 2 шахты). С XX века началось промышленное освоение недр. В 1915 году около Алексеево-Орловки и в окружающих селах работали 12 шахт. В Алексеево-Орловке насчитывалось 600 дворов и 3589 жителей.

С 1900 года вблизи слободы функционирует шахта купца Катыка, вокруг которой к 1905 году сформировался посёлок Катык (население посёлка и прилегающих рудничных поселков по 150—200 человек). Со временем мелкие шахты были объединены в «Давыдовское рудоуправление», которое с начала 1920-х годов были переданы на управление в Чистяковское рудоуправление (ныне — город Торез).

В 20-х годах XX века в Алексеево-Орловке и Ольховчике организованы совхоз, несколько коллективных хозяйств. В годы первых пятилеток в Катыке и окружающих поселках построены две обогатительные фабрики с подвесными канатными дорогами к шахтам, шесть новых шахт. В марте 1923 года Катык — центр Алексеево-Орловского района, в самой Алексеево-Орловке насчитывалось 3 752 человек, в Ольховчике — 2 597 человек. В октябре 1924 года район ликвидирован.

К моменту образования областей в СССР (1926 год) население посёлков будущего города было следующим: Алексеево-Орловка — 4 216 человек, Ольховчик — 3 219 человек, Катык — 505 человек, другие рудничные посёлки — 1 764 человек. В 1927—1928 годах построена ЦОФ, с 1930 года работает колхоз имени Чапаева. Перед войной образованный в 1940 году трест «Зуевантрацит», состоящий из 16 шахт и шахтоуправлений добывал до 5,3 тыс. тонн угля ежесуточно (1,9 млн тонн в год).

На месте старого Катыка вырос поселок городского типа. Население крупнейшего посёлка на территории нынешнего Шахтёрска — Катыка достигло 9 769 чел. (1940 год). Тут работали 9 школ, 4 клуба, 4 киноустановки, 4 библиотеки, поликлиника, детские дошкольные учреждения. Села Алексеево-Орловка и Ольховчик стали поселками городского типа в 1939 году.

В послевоенные годы была построена железнодорожная ветка «Рассыпная-Контарная-2» (1945 год), позволившая увеличить отгрузку товарного угля и следовательно его добычу. Население Алексеево-Орловки в 1948 году достигло 12 625 человек, Ольховчика — 7 324 человек, Катыка — 10 462 человек (всего по трём — 30 411 человек). 20 августа 1953 посёлки Алексеево-Орловка, Катык и Ольховчик были объединены в город районного подчинения Шахтёрск. С 1956 года до конца 1980-х годов в городе Шахтёрске было сдано в эксплуатацию 11 новых шахт, за 9-ую пятилетку добыто 31,3 млн тонн угля, а сам город стал одним из самых богатых в Советском Союзе…

Экономика Править

Добыча каменного угля (ГХК «Шахтёрскантрацит», объединяющий десятки шахт и шахтоуправлений, в том числе шахта «Шахтёрская-Глубокая», 2 ЦОФ — «Шахтёрская», «Постниковская» (Сердитянский ЦОФ разрушен) — добыча угля в 2003 году — 1 053 тыс. тонн. Угольные пласты шахт города газоносны. На некоторых угледобывающих предприятиях метан из пробуренных скважин с помощью вакуумных насосных станций по трубам отводится на поверхность и используется как топливо в котельных. На шахте имени 1 Мая построена в 1999 году электростанция, работающая на метане (но так и не запущена). Более 50 % занятых в народном хозяйстве трудятся в промышленности.

Трест «Шахтёрскшахтострой», трест «Шахтёрскжилстрой»; швейно-трикотажная фабрика, ремонтно-механический завод — обеспечивает своими силами почти весь производственно-технологический процесс ремонта горношахтного оборудования — от изготовления деталей и узлов до их монтажа в лаве, выпускает и товары народного потребления — обмуровку бытовых печей, колосники, печные плиты. Камнеобрабатывающий завод, хлебокомбинат, пивзавод (разрушен), 4 строительно-монтажных управлений, 2 автопредприятия.

Объем промышленного производства — 180 млн гривен (на 1 жителя — 2 631 грн.). Индекс промышленной продукции — 33,5 % в 2003 году к 1990 году. Выбросы вредных веществ в 2003 году в атмосферный воздух от источников загрязнения города — 9,3 тыс. тонн.

Также на ФЭНДОМЕ

Случайная вики