ФЭНДОМ

Сайт переехал.
Новый адрес сайта
Shubin1

Шубин

Шубин (Добрый Шубин) - у шахтеров Донбасса мифологический персонаж, горный дух, шахтный домовой.

Происхождение названия Править

По наиболее вероятной версии название произошло от прозвища специального рабочего-газожега, в XIX веке ходившего по выработкам с факелом и выжигавшего газ, предупреждая взрыв. Одет он был в овчинный тулуп, вывернутый мехом наружу. По другой версии - это фамилия горного мастера, работавшего в конце XIX века на одной из шахт Донбасса и имевшего талант предугадывать опасные ситуации под землей. По легенде, которую довелось слышать писателю Борису Горбатову, он — бывший шахтер, поссорившийся с шахтовладельцем-иностранцем и из-за мести взорвавший его шахту. С тех пор он бродит по заброшенным горным выработкам и пугает шахтеров: «Ну, кому встретится — тому, значит, скоро амба: завалит».

Собиратель донбасского фольклора Евгений Коновалов утверждает, что прототип Шубина - жадный шахтовладелец прошлого. Он остался в памяти углекопов как отрицательная личность: любил, переодевшись в рабочие лохмотья, ходить по выработкам - подслушивать, о чем говорят шахтеры, и следить за ними. В конце концов он погиб в завале, став тем самым духом. Есть версия о злом пьянице и драчуне - крепильщике Гаврюшке Шубине, которым матери в Кадиевке пугали своих детей. Однажды он нахамил даже немцу-шахтовладельцу, когда тот упрекнул крепильщиков в перерасходе леса. Немец отомстил - в субботу, в день зарплаты Шубин вместо положенных полутора рублей получил 90 копеек. Обозлившись, Гаврюшка запил и вся Кадиевка два дня ховалась по хатам. А в понедельник на шахте случилась авария, вместе с другими горняками погиб и Шубин. Только тела других подняли на поверхность, а его так и не нашли. Весь поселок вздохнул с облегчением, а все последующие беды в шахте стали валить на Шубина - мол, Гаврюшка со злобы пакостит.

Исследователь Владимир Подов рассказывает такую историю появления этого персонажа.

На соляной шахте работали Игнат Шубин и откатчица Христина. Они любили друг друга, собирались пожениться. Но в результате несчастного случая Христина погибла. Виновными в ее смерти признали шахтовладельца. В отчаянии Игнат убил его, а сам бросился в шурф. Бродит он теперь в темных штреках, ищет свою возлюбленную…

Подземный родственник домового

Образ Шубина Править

Шубин предстаёт в образе старого шахтёра, кашляющего по-стариковски, с ярко горящими глазами, волосатыми копытами. Шубин любит шутить: пугает шахтеров, внезапно разразившись во тьме смехом, или хватает за ногу. Обитает он якобы в дальних или в давно заброшенных выработках, где может бродить незамеченным. Обладает огромной силой. Шубин — настоящий хозяин подземелий.

Среди шахтеров о Шубине сложилось однозначное мнение: он – хозяин шахты, владыка здешних подземных богатств. Как и другие духи, «хозяева земли» вроде водяного, лешего, полевика, русалки и домового, Шубин отличается одновременно добротой, щедростью и в то же время чрезвычайной раздражительностью, злобностью. Доброжелателен он к честным труженикам, беднякам, а жесток и мстителен по отношению к наглым людям, особенно к угнетателям шахтёров. Шубин помогает рабочим, попавшим под завалы, но может под землей сбивать людей с дороги.

Одним словом, Шубин – достаточно своенравный и часто опасный дух, встреча с которым, по мнению шахтеров, не всегда – к добру!

Добрый Шубин Править

Шахтерская фантазия приписывала Шубину самые необычные поступки: то он защекотал до полусмерти старика-стволового в рудничном дворе, то явился в шахте к забойщику, человеку трудолюбивому, рубившему в узком забое — печке крепкий пласт. Забойщик увлекся и забыл обо всем на свете. Вдруг «кто-то дернул его сзади за чунь». Забойщик подумал, что это кто-то из шахтеров шутит, и продолжал старательно орудовать обушком. Его снова дернули. Шахтер ругнулся, но не стал отвлекаться. Но вот его дернули снова несколько раз, и он гневно обернулся в сторону назойливого шутника. Но... в печке никого не было. А потом уже дернули его с такой силой, что забойщик кубарем выкатился из печки на продольный ход. И в тот же час у пласта что-то затрещало, загрохотало... Вырвались столбы черной угольной пыли, сплошным потоком стали выкатываться из печки крупные куски угля, и навалило их скоро огромную кучу. Забойщик, выходит, благодаря заботе Шубина и сам спасся, и заработал в эту ночь уйму денег.

В другой истории у одного рабочего в шахте погасла лампа. Оказавшись в кромешной тьме он полностью утратил ориентацию и несколько часов блуждал по выработкам. И когда шахтер вконец отчаялся, он увидел вдалеке огонек. Приблизившись, он разглядел фигуру, державшую фонарь. Терять было нечего и рабочий последовал за ней и шел до тех пор, пока не выбрался из лабиринта.

Записаны рассказы о том, как Шубин помогал шахтерам в их тяжелом труде, например сам гонял вагонетки с углем. А самодуру хозяину шахты, закричавшему: «Я хозяин! Я что хочу, то и делаю!», Шубин доказал, кто тут на самом-то деле хозяин, совершенно разорив шахту взрывами рудничного газа, обвалами и наводнениями.

Поверье, что Шубин предупреждает шахтеров об опасности живет среди шахтеров Донбасса и в наши дни. В апреле 2007 года горный мастер из Луганской области рассказывал: «Я услышал, что стало потрескивать. Мы перестали работать отбойными молотками, но гул все нарастал. Звук такой, будто по потолку кто-то топает ногами. У нас говорят, что это Шубин гуляет и предупреждает о беде. Поняв, что сейчас все обрушится, мы бросились к выходу. И тут нас придавило».

Shubin2

"Антишубин". Митрополит Луганский Иоанникий в шахте

Злой Шубин Править

Однако, Шубин не всегда выступает как воплощение добрых сил. По другим рассказам он мстительный и часто злится, от чего в шахтах случаются аварии. Существует легенда о человеке, в поисках лучшей доли приехавшем на Донбасс и попытавшемся устроиться на шахту. Товарищи-шахтеры объяснили ему, что новичкам полагается проверка, а именно - нужно в одиночку спуститься в шахту с заженным факелом и пройти по выработкам. Типа, если не испугается - сможет быть шахтером. Истинной целью было проверить, есть ли в выработках скопления газа и если есть, то выжечь (ну или взорвать, тут уж как повезет) его. Газ в выработке был и концентрации его хватило для взрыва. С того времени дух рабочего бродит под землей и мстит шахтерам за подлость. Иногда он становится совсем ненасытным и тогда на шахтах случаются ужасные аварии, забирающие жизни десятков шахтеров. По погибшему никто не совершал панихиды, чтобы успокоить его душу, да и имя его неизвестно. Называют Шубиным, поскольку ходит он в овчинном тулупе, в том самом, в котором погиб. Чтобы прогнать из шахт злой дух митрополит Луганский Иоанникий (УПЦ) специально спускался в шахту и служил молебен.

Следует иметь ввиду, что шахты, иногда даже соседние, сильно отличаются по горно-геологическим условиям, и потому у шахтеров могут быть разные приметы поведения пластов. К примеру, на одних шахтах треск кровли может означать обвал, и тогда говорят, что это Шубин угрожает. Зато на других, услышав треск, шахтеры усмехаются: Шубин забавляется, но до обвала дело не дойдет. Потому что здесь он - добрый.

Шубин в России Править

Знают Шубина и в России. На Урале, согласно одной из версии, горный мастер Шубин прославился своей жестокостью – он до смерти забивал шахтеров прямо в забое, за что и был однажды убит сам. Но и после смерти изувера дух его, как гласит легенда, не дает покоя трудягам: тот, кто его встретит, пусть прощается с жизнью. В России иногда так и говорят: «ему пришел шубин». Увидевшего Шубина обычно либо погребает обвал, либо он плутает до смерти и его потом находят с выражением ужаса на лице. Шубин особенно не любит две вещи: когда люди ругают пещеру, в которой находятся, и когда они не верят в него, Шубина.

Shubin3

Пиво "Добрый Шубин"

Донецкий Шубин Править

Примечательно, что только в Донецке этот демонический образ был прозван «Добрым» и стал восприниматься как один из символов шахтерского труда. То есть для дончан как таковых, а не только для представителей шахтерской профессии, оказалась важной не столько реальная степень доброты этого духа, сколько география его, если можно так сказать, места жительства. Ну, а степень опасности, ассоциируемой с ним, стала как бы еще одной составляющей имиджа шахтерской Донетчины.

Собратья Шубина Править

  • Украинская Белая Королева (она же Белая Баба);
  • Польский Скарбник;
  • Чешский Перкман;
  • Германский Кобольд - хранитель подземных выработок и драгоценностей.

Ссылки Править