ФЭНДОМ

В рудничном воздухе могут оказаться такие газы, как азот, метан, окись углерода, сернистый газ, сероводород, оксиды азота, метан, водород, тяжелые углеводороды, радон, аммиак и другие вредные газы, а также пары воды и пыль. Одни ядовитые газы образуются при взрывных работах или в результате работы в подземных условиях двигателей внутреннего сгорания, другие выделяются из горных пород или полезных ископаемых и шахтных вод.

Насыщение крови кислородом зависит от величины его парциального давления. В глубоких шахтах парциальное давление кислорода в рудничном воздухе выше его значения, соответствующего нормальному атмосферному давлению. Такие условия наиболее благоприятны для усвоения кислорода кровью людей. Наоборот, в высокогорных условиях парциальное давление кислорода уменьшается и усвоение его кровью ухудшается.
При снижении содержания кислорода до 17% наступает сильная одышка и сердцебиение, при содержании его, равном 12%, появляется обморочное состояние, при 9% наступает смерть вследствие кислородного голодания.

Углекислый газ - бесцветный газ, без запаха, со слабокислым вкусом. Относительная плотность - 1,52. Относительная молекулярная масса углекислого газа - 44, плотность его при нормальных условиях 1,96 кг/м. куб.. Растворимость в воде при 0°С составляет 179,7% по объему.

Азот - газ без цвета, вкуса и запаха. Относительная плотность его - 0,97, плотность при нормальных условиях 1,25 кг/м. куб. Азот химически инертен, однако при очень высоких температурах, возникающих, например, во время взрывных работ и электродуговой сварки, способен окисляться, образуя очень ядовитые газы. Увеличение содержания азота в воздухе оказывает влияние на человека вследствие уменьшения при этом содержания кислорода.

Окись углерода - газ без цвета, вкуса, запаха. Относительная плотность окиси углерода - 0,97, плотность его при нормальных условиях 1,25 кг/м. куб.. В воде окись углерода плохо растворима. Горит и взрывается окись углерода при концентрации в воздухе от 12,5 до 75%. Окись углерода весьма ядовита, легко соединяется с гемоглобином крови, препятствуя поступлению в кровь кислорода и вызывая кислородное голодание организма.

Двуокись азота является наряду с наиболее устойчивым в воздухе окислом азота. Весьма ядовита, как и другие окислы азота. Относительная плотность двуокиси азота - 1,59, плотность двуокиси азота при нормальных условиях 2,05 кг/м. куб. Двуокись азота имеет бурый цвет и характерный резкий запах. Двуокись азота вызывает раздражение слизистых оболочек верхних дыхательных путей и глаз, а в тяжелых случаях - отек легких.

Сернистый газ бесцветен, имеет кислый и сильный раздражающий запах горящей серы. Относительная плотность сернистого газа - 2,213, а плотность сернистого газа при нормальных условиях 2,86 кг/м. куб. Сернистый газ хорошо растворяется в воде. Сернистый газ весьма ядовит. Присутствие в воздухе сернистого газа вызывает раздражение слизистых оболочек дыхательных путей и глаз, а в тяжелых случаях воспаление бронхов, отек гортани и легких.

Сероводород - газ без цвета, со сладковатым вкусом и запахом тухлых яиц. Сероводород ощутим по запаху уже при содержании его, равном 0,0001%. Относительная плотность сероводорода - 1,18, плотность при нормальных условиях 1,52 кг/метр кубический. Сероводород горит, а при концентрации в воздухе 6% взрывается. Сероводород хорошо растворяется в воде.
Сероводород весьма ядовит, раздражает слизистые оболочки глаз и дыхательных путей. Симптомами сильного отравления сероводородом являются тошнота, рвота и обморок.

Акролеин - бесцветная, легко испаряющаяся жидкость. Акролеин образуется при разложении дизельного топлива в условиях высокой температуры. Акролеин весьма ядовит.

Альдегиды (анисовый, коричный, ацетальдегид, бензальдегид, формальдегид, хлораль) - очень ядовитые продукты разложения топлива при работе двигателей внутреннего сгорания. Наиболее опасным является формальдегид. Формальдегид легко растворим в воде.

Тяжелые углеводороды - этан , пропан и бутан - взрывчатые газы, выделяющиеся из слабо метаморфизованных углей. Тяжелые углеводороды могут образовываться при взрывных работах.

Компрессорные газы образуются при разложении смазочных масел в компрессорах и попадают со сжатым воздухом в горные выработки. Компрессорные газы могут явиться причиной взрывов и отравлений.

Метан - газ без цвета, запаха и вкуса. Относительная плотность метана - 0,554, плотность метана при нормальных условиях 0,716 кг/м. куб.. Метан слабо растворим в воде. В больших количествах метан встречается на угольных месторождениях, в меньших - на месторождениях калийных солей, в небольших - на месторождениях некоторых других полезных ископаемых. Метан выделяется в смеси с другими газами, называемой рудничным газом. Метан горюч и при концентрации в воздухе 5 - 16% взрывается. Метано-воздушная смесь взрывается при температуре источника воспламенения 635 °С и более, причем взрыв метана происходит не сразу, а по истечении некоторой паузы - периода индукции.

Водород - газ без цвета, вкуса и запаха, самый легкий из всех газов. Относительная плотность водорода - 0,0696, плотность его при нормальных условиях 0,09 кг/м. куб. Водород в воде растворяется слабо. Горит и взрывается водород при содержании в воздухе от 4 до 72%. Взрывается водород мгновенно без индукционного периода.

Также на ФЭНДОМЕ

Случайная вики